рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Малые ждут роста цен
После падения рубля в январе 2014 года мало кто из предпринимателей ожидал, что вскоре многострадальную национальную валюту снова ждет обвал. Как уже писал «ДП», на этой неделе крупные строительные компании и федеральные банки в одночасье потеряли миллиарды. Однако несладко приходится и малому бизнесу. Некоторые компании пока только ожидают повышения цен поставщиков, другие уже столкнулись с резким снижением рентабельности бизнеса и сами готовятся повысить цены.
В области продовольственной торговли изменения уже заметны: владельцы магазинов, павильонов и торговых сетей сообщают, что цены на импортные продукты возросли. «То, что доллар и евро подорожали, сразу же сказалось на оптовых ценах, — рассказывает Дмитрий Сорокин, совладелец сети «Хороший чай», — а значит, и нам тоже приходится повышать. Пока это не столь критично, но если все будет и дальше дорожать с такой скоростью, то, думаю, это не лучшим образом скажется на бизнесе».
Участники рынка сходятся в том, что пострадают в перспективе не только предприниматели, но и потребители: первым придется снижать рентабельность, чтобы поддерживать конкурентоспособные цены, вторым, возможно, придется начать экономить не только на поездках в Европу, но и на походах в магазины и кафе. От товаров не первой необходимости мно-гие покупатели на время откажутся, что, конечно, тоже негативно отразится на выручке малого бизнеса. Особенно тяжело придется новым заведениям общепита, у которые не успели обзавестись постоянными клиентами и узнаваемым брендом.
«У нас заметно возрастают расходы, ведь многие продукты и ингредиенты японской кухни практически не имеют российских аналогов, — сетует Игорь Гончаров, генеральный директор и совладелец сети «Суши–Сити». — Рост расходов снижает прибыльность бизнеса, в результате некоторые магазины сети неизбежно уйдут за черту рентабельности, станут убыточными». При этом специалист добавляет, что повышать цены придется и конкурентам, поэтому распределение сил на ресторанном рынке сильно не изменится. «По сути, как наши конкуренты, так и весь и рынок общепита — мы все вынуждены будем поднять цены для выравнивания рентабельности, — продолжает Игорь Гончаров. — Произойдет это постепенно, в течение 1 – 2 месяцев».
Предприниматели не рассчитывают, что кризис закончится быстро, и уже сейчас начинают готовиться к затяжному процессу. Поставщиков в России на замену импорта пока срочно не ищут, но многие бизнесмены сообщают, что готовы работать с отечественными производителями. Проблема в том, что местное производство не всегда может предоставить нужные товары и материалы. Так, в России невозможно купить многие сорта сыра, чая, ингредиентов для экзотических блюд. «Мы покупаем много импортных ингредиентов, например овощи из Голландии, и поставщики уже сообщили нам о повышении цен с 1 марта, — сообщает совладелец ресторана–бара «Бюро» Петр Лобанов. — Мы пока стараемся сохранить цены, но неизбежно придет время, когда для того, чтобы в итоге зарабатывать столько же, придется увеличивать выручку, оборот. Я не вижу предпосылок к тому, что рубль в скором времени начнет снова расти. Думаю, цены поднимутся надолго».
В секторе легкой промышленности доминирует импорт, поэтому резкий обвал рубля моментально влияет на цены на ткань, фурнитуру, оборудование и на готовую одежду. «Но для компаний — производителей одежды это не является шоком или кризисом, ведь они планируют на пару лет вперед, — рассказывает Надежда Бибикова, руководитель компании Colibri. — У нас, например, уже полностью готова коллекция зимы 2014 / 15, для коллекции весны–лета–2015 ткани и фурниту ра уже закуплены. Нельзя сказать, что мы понесем резкие и неожиданные убытки».
При этом, добавляет Надежда Бибикова, цены на готовую продукцию диктуют в основном крупные сетевые операторы, которые очень чувствительны к колебаниям курса валют. В результате цены, скорее всего, будут расти, хотя и не прямо пропорционально изменению курса валют. «Падение курса рубля можно считать болезненным, но положительным событием в экономике предприятия, — рассуждает Надежда Бибикова. — Импорт становится менее привлекательным — менее рентабельным, на рынке появится спрос на продукцию российского производителя».
Положительные прогнозы, как и ожидалось, строят те предприниматели, которые работают только с российскими поставщиками. Например, Антон Искандыров, совладелец компании «Свои люди» по обработке и продаже рыбы, работает поставщиками с Дальнего Востока. «Мы надеемся на увеличение спроса и сейчас, конечно, никакого спада не замечаем, — добавляет он оптимизма. — Вскоре цены на норвежскую рыбу вырастут, а наши останутся прежними, так что чем выше поднимается доллар, тем более благоприятные перспективы появляются у нас».
Однако предприниматель отмечает, что строит долгосрочные планы исходя из текущего развития бизнеса, не рассчитывая на дальнейшее падение курса рубля. «В сентябре этого года мы планируем привлечь крупный заем для открытия кафе и магазинов — независимо от того, вырастет рубль или нет», — заключает Антон Искандыров.
Сергей Федоров, председатель Ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга, уверен, что в этот раз обесценивание национальной валюты к закономерному росту производства не приведет. Проблема в том, что более 80 % оборудования для производства отечественные предприятия покупают за границей — в Японии, Америке, Италии. В России многие виды станков не производятся cовсем.
В результате, считает эксперт, рост курсов доллара и евро усложняет процесс модернизации промышленности, а без модернизации российские товары конкурируют на мировом рынке не вполне успешно.
«Лично мне кажется, что нет никаких предпосылок к тому, что рубль в ближайшее время вырастет, — продолжает Сергей Федоров. — Возможно небольшое повышение, но золотовалютные резервы не могут быть единственной опорой валюты: они когда–нибудь закончатся, а экономика так и останется недееспособной».
Комментарии экспертов: Александр Абросимов, бизнес–омбудсмен Петербурга.
Сейчас курс рубля стабилизируется благодаря интервенциям Центробанка, но, я думаю, в долгосрочной перспективе национальная валюта уже вряд ли окрепнет. Для малого бизнеса, который в большинстве случаев работает в области торговли, это означает инфляцию, рост цен на импорт и снижение покупательной способности населения. Что же касается предприятий, которые работают на экспорт, все их контракты заключаются в долларах. Для экспортных компаний падение курса рубля может стать полезным. Но в России экспорт — это в основном сырье.
Анатолий Симонов, президент Ассоциации бухгалтеров малых предприятий.
Когда я проснулся утром в субботу и услышал о вводе войск на территорию Украины, то в тот же день отправился к обменнику, хотя обычно, как, наверное, большинство российских граждан и большинство малых предпринимателей, храню все сбережения в рублях. Как я и предполагал, через несколько часов купить доллары в обменных пунктах было уже невозможно. По моему личному мнению, рубль в долгосрочной перспективе, скорее всего, будет только падать, никаких положительных перспектив для национальной валюты я не вижу