выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Пункты роспуска

24.06.2015Власть (667)
На Балтийской таможне началась кадровая чистка: уволено восемь руководителей, включая начальников трех таможенных пунктов. Таможенное оформление грузов застопорилось. Бизнесмены опасаются, что это приведет к коллапсу.

На Балтийской таможне (входит в структуру Северо–Западного таможенного управления), обеспечивающей внешнеэкономическую деятельность петербургского порта, начались массовые увольнения. Со службы уволены руководители трех таможенных постов («Кронштадтский», «Лесной порт», «Яненский»), а также заместители начальников таможенных постов «Турухтанный» и «Гавань». Еще восемь управленцев получили строгий выговор. В их числе бывший и.о. начальника Балтийской таможни Сергей Добрынин. Кроме руководителей таможенных постов уволены начальники отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров, а также отдела применения инспекционно–досмотровых комплексов.

Кадровая чистка может парализовать внешнеэкономическую деятельность в регионе, так как разрушились привычные связи бизнеса с таможенными инспекторами. А между тем Балтийская таможня — крупнейшая на Северо–Западе — оперирует восемью таможенными пунктами, обслуживающими грузы Большого порта Санкт–Петербург. Годовой торговый оборот этой таможни — около $ 30 млрд, что составляет 42 % совокупного товарооборота всех таможен Северо–Запада и почти 10 % внешнеторгового оборота всех таможен РФ. Балтийская таможня обслуживает контейнерные терминалы группы Global Ports: «Петролеспорт», Первый контейнерный терминал, «Моби Дик», тыловой контейнерный терминал в Янино, ЗАО «Контейнерный терминал Санкт–Петербург», который входит в UCLH Group Владимира Лисина и других менее крупных операторов.

Официальная причина увольнений
и выговоров: «Систематическое нарушение требований таможенного законодательства, ослабления контроля за исполнением должностных обязанностей подчиненными и несоблюдение должностных инструкций». Начальник отдела по связям с общественностью СЗТУ Александр Дьяков не смог разъяснить, за какие конкретно проступки понесли наказание таможенники. По его словам, для Балтийской таможни выговоры и увольнения — это нормально. «Сегодня выговор, а завтра благодарность. Послезавтра опять выговор. Это нормальное явление для любого трудового коллектива», — добавил специалист. По одной из версий, репрессии стали результатом внутренней проверки работы портовых таможенников, прошедшей после назначения начальником Северо–Западного таможенного управления (СЗТУ) генерал–лейтенанта таможенной службы Александра Гетмана. Он хорошо знаком с особенностями деятельности СЗТУ, в 2008–2009 годах был первым заместителем начальника всего управления по таможенному контролю, а затем возглавил Южное таможенное управление, где прославился борьбой с контрабандой наркотиков и заслужил медаль «За содействие органам наркоконтроля». Один из участников внешне экономической деятельности на условиях анонимности рассказал «ДП», откуда в России берется запрещенное продовольствие.

«В частности, через таможенные посты «Кронштадтский» и «Лесной порт» ввозились запрещенные молочные продукты из Франции, Дании. Таможенники пропускали продукцию без проверок», — говорит собеседник «ДП». Один из таможенных брокеров отметил, что работать с Балтийской таможней не просто. «На Балтийской таможне чрезмерно въедливое отношение к документам, часто возникают дополнительные требования, из–за чего затягивается оформление грузов. Причем, что самое важное, такое отношение не ко всем компаниям. Есть и те, кто умудряется договориться и оформить грузы быстро. Из–за проблем на Балтийской таможне мы, например, стараемся везти значительную часть грузов через Усть–Лугу, через Кингисепп скую таможню. Она прозрачна и предсказуема», — говорит брокер.

Любопытно, что накануне
известия о массовом сокращении на Балтийской таможне в СМИ просочилась информация о взяточничестве. Во вторник вдруг выяснилось, что еще 3 недели назад прокуратура начала проверку по заявлению группы предпринимателей о вымогательстве таможенниками $ 250 тыс. за беспроблемный пропуск металлолома на таможенном посту «Лесной порт». Согласно жалобе, из–за отказа платить взятку таможенники якобы слишком долго продержали груз, не выпуская его из порта, что принесло ущерб бизнесменам в размере $ 150 тыс.


После публикации этой информации на сайте dp.ru в редакцию позвонил мужчина и, представившись инспектором таможенной службы, сообщил, что на самом деле никакого вымогательства не было, а фирма, которая пожаловалась в прокуратуру, уже давно провезла весь товар, который хотела. Опрошенные «ДП» участники рынка отмечают, что в результате увольнений грузы оформляются медленнее и ситуация вряд ли изменится к лучшему в среднесрочной перспективе хотя бы потому, что придется налаживать новые связи, а на это у йдут месяцы, пояснил один из участников внешнеэкономической деятельности. Он указывает на то, что «серьезных нарушений проверка не выявила». «Все это делается для передела рынка, перераспределения потоков, — говорит опытный таможенный брокер. — Ценные грузы хотят перевести на подмосковные посты — сейчас все бьются за план, а объемы упали. Петербург в итоге будет интересен только для перегрузки недорогих товаров — это потянет ко дну весь рынок логистики».

Комментарии экспертов: Алексей Безбородов
, генеральный директор агентства Infranews.

В увольнениях на Балтийской таможне нет ничего особенного, они бессмысленны. Формально руководителей наказывают за падение оборотов, а кто еще в этом виноват, кого наказать — кризис, санкции? Это хороший повод расчистить место для новых людей. А куда их устроить? В стране только две солидные таможни, одн а на Балтике, а другая на Дальнем Востоке. Ждать изменений к лучшему не стоит: чтобы наша таможня изменилась к лучшему, надо разогнать всех, набрать новых и внедрить современные технологии сбора таможенных пошлин.

Дмитрий Кадомский, заместитель генерального директора компании «Совавто–С. Петербург».

Я всегда оцениваю ситуацию трезво и отношусь к деятельности госорганов критично. Но в данном случае отмечу, что с Балтийской таможней дел почти не имеем, так как грузооборот резко упал и паромами почти никто из автоперевозчиков не пользуется. Что касается других таможен Северо–Западного управления, то, например, к руководителю таможенного поста на Торфяновке вопросов нет, Санкт–Петербургская таможня работает нормально. Надо понимать, что бизнес если и страдает, то не от начальников таможен — они исполнители поручений своих руководителей.

Авторы: Александр Сологуб, Антон Буценко, Денис Лебедев
Источник:Деловой Петербург, "Пункты роспуска", 24.06.2015