Всего новостей 7934
выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Комментарии экспертов Союза Малых Предприятий Санкт-Петербурга к постановлению Правительства Санкт-Петербурга №1398 от 29 октября 2007 года

14.03.2008Бизнес (5669)

В настоящий момент доля мелкой розницы в экономике
Санкт-Петербурга составляет более 50 процентов, а доля потребительских услуг,
предоставляемых малым и средним бизнесом, превышает 60 процентов. В связи с
этим вызывает огорчение программа развития, реализуемая КЭРППТ, где не
уделяется должное внимание потребительскому рынку.


Специфика современной инфраструктуры Санкт-Петербурга
такова, что практически в каждом секторе   сферы торговли и услуг мы видим нехватку
торговых площадей. Торговые точки не могут размещаться в подвалах и цокольных
этажах, а использование первых этажей зданий сильно ограничено. Причем это
ограничение касается как исторического центра, так и спальных районов. Подобный
дефицит площадей приводит к неразвитости системы магазинов «шаговой
доступности». Но пятимиллионный мегаполис с огромным потребительским рынком
требует какой-то структурной компенсации в этом направлении, и такой
компенсацией становится строительство торговых павильонов. Более того, во
многих городских кварталах торговые павильоны становятся единственной
альтернативой дальним поездкам за покупками и соответствующим образом
возрастающей нагрузке на городской транспорт и более чем напряженную дорожную
сеть.




Однако действия КЭРППТ отнюдь не способствуют решению
проблем горожан. В частности, постановление №1398 от 29 октября 2007 года
фактически приводит к сокращение имеющихся торговых точек более чем на
половину. Появление новых торговых точек становится в высшей степени
затруднительным.




Причины, приводящие к столь негативным последствиям таковы:


Во-первых, требование строительства сооружений без
фундамента противоречит строительным нормам. Это касается всех сооружений,
имеющих площадь более 50 кв.м. Малый бизнес, таким образом, или подталкивается
к нарушению законодательства, или теряют саму возможность стоить сколько-либо
удобные для торговли объекты.




Во-вторых, ограничения, накладываемые на спортивные площадки
и ограничивающие их высоту 4
метрами, не позволяют создавать катки и корты, что не
только подрывает развитие связанных с такими сооружениями спортивных
направлений, но и идет в разрез с современной государственной политикой в
области спорта и здоровья населения.




В-третьих, ограничение гаражей-боксов для инвалидов площадью
в 18 кв.м не позволяет размещать в таких сооружениях транспортные средства,
предназначенные для перевозки инвалидов (микроавтобусы и минивэны), т.е.
исключает саму возможность создания гаражей для инвалидов. Налицо явное
пренебрежение действительными нуждами социально незащищённых слоёв населения.




Далее, вводимые ограничения для торговых мест – павильонов
приводят к уничтожению уже существующих Зон мелкорозничной торговли и Торговых
комплексов. Требование уместить торговую точку на площади в 150 кв.м. приводит
к исчезновению современных цивилизованных форм павильонов. Торговля
отбрасывается в 90-ые годы, к хаотичным необорудованным рынкам.




Более того, крайне аморфно и непоследовательно определена
терминология торговых точек. Такие понятия как «павильон», «киоск», «палатка»
чётко не прописаны и могут трактоваться в угоду тем или иным обстоятельствам.




Предлагаемые вместо остановочных павильонов торговые точки
площадью не более 18 кв.м. вообще исключают современные европейские стандарты
торговли, приводят к резкому сокращению рабочих мест, поступлению налогов и
являются абсолютно неудобными для покупателей.




Ограничение для объектов общественного питания, выражающееся
в максимальной высоте подобных объектов 4 метра, приводит к парадоксальной ситуации –
исчезновению уже сложившихся ресторанных зон, потери доступа многих
петербургских кварталов к кафе и бистро. Например, на Крестовском острове в
случае соблюдения предлагаемой нормы будут закрыты практически все рестораны и
кафе.




Ограничение в 150 кв.м, которое предлагается для объектов
автосервиса, приводит к уходу малого и среднего бизнеса из этой сферы. На такой
площади можно разместить лишь два-три сервисных бокса, что снижает
рентабельность подобного предприятия до нуля. Ограничение по высоте в 4 метра не позволит
использовать подъемники. В результате и автосервис за исключением сверхдорогих
крупных компаний деградирует в пределах города. Это же ограничение приведет и к
исчезновению такого массового направления малого бизнеса, как магазинов
автозапчастей. Более 80 процентов современных магазинов этого направления в
Санкт-Петербурге находятся именно в павильонах. Таким образом, наряду с потерей
огромного числа рабочих мест мы увидим и возникновение искусственного дефицита
на рынке запчастей.




В целом, анализируемое постановление не может вызвать
никакой реакции у представителей малого бизнеса, кроме как удивления. Создается
впечатление, что КЭРППТ попросту не заинтересован в превращении
Санкт-Петербурга в город европейских стандартов. Возможности для создания
цивилизованных форм торговли сводятся к нулю. От реализации постановления ущерб
понесут все – и сами предприниматели, теряющие свои доходы и перспективы
развития, и потребители, лишенные возможности купить необходимые им товары и
услуги, и городская администрация, которая столкнется со стремительным ростом
безработицы и резким сокращением налоговых поступлений.




Элементарные подсчёты показывают, что в нынешних условиях
ведение малого бизнеса становится убыточным. Строительные, инженерные и
документационные расходы даже для временных объектов торговли и сферы услуг
превышают полторы тысячи долларов на один квадратный метр. При ставке арендной
платы на землю более 10 долларов, стоимости аренды более 40 долларов,
рентабельность малого бизнеса не сможет превышать 30 долларов на квадратный
метр. При таком уровне рентабельность окупаемости любого объекта будет превышать
50 месяцев, притом, что аренда предоставляется на куда меньшие сроки.




Таким образом, программа КЭРППТ приводит к тому, что малый бизнес в
Санкт-Петербурге теряет все свои достижения, переходит в совершенно варварскую
форму существования, а экономика города несёт одни убытки. Очевидно, подобная
деструктивная политика вызвана тем, что до сих пор не отстроена эффективная
связь между властью и представителями малого бизнеса. Имея общие цели –
развитие городской экономики – власть и предприниматели должны чаще прислушиваться
друг к другу и не допускать опрометчивых шагов.