рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Вылечить коррупцию. Прививка номер три
На совещании по развитию малого и среднего бизнеса президент Медведев заявил, что подписанный им сегодня антикоррупционный план начнет работать в самое ближайшее время. Ранее президент заявлял, что план будет готов к осени.
Президент заявил, что план поможет "прекратить ряд безобразий". Он отметил, что работа по плану начнется в ближайшее время. Силовикам и властям президент предписал перестать «кошмарить» бизнес, а предпринимателям - вести себя цивилизованно и честно платить налоги.
Сага о противостоянии главному российскому злу пишется уже в третий раз. Первая попытка обратить законодательство в антикоррупционное оружие пришлась на середину 90-х, вторая – на конец 90-х - начало 2000-х. Сейчас - третья стадия, почву для которой готовил бывший президент Путин, создав в 2007 межведомственную рабочую группу по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями международных антикоррупционных конвенций. Под руководством тогда помощника президента Виктора Иванова в феврале 2007 года группа разработала план, но программа заглохла. Указом о создании антикоррупционного совета -2008 Медведев расформировал группу, созданную Путиным, но именно ее наработки, возможно, лягут в основу нового плана, - уверены эксперты.
В своем плане Медведев обещал сделать акцент на реформе действующего законодательства по коррупции и правовом воспитании общества. Например: распространить уголовную ответственность за коррупцию на юридических лиц, тогда как в действующем законе судить за коррупцию могут только лиц физических. Задача нового плана – установить международные нормы на российской территории (конвенция ООН по борьбе с коррупцией и конвенцией ЕС об уголовной ответственности за коррупцию).
Антикоррупционный совет, созданный Медведевым, рассматривал также предложение об отмене или, как минимум, сужении иммунитета судей, депутатов и адвокатов. Самой неуловимой и свободной, а значит, самой опасной, является коррупция, облаченная в судейскую мантию или форму стража порядка: «Любой рейдерский захват не обходится без силовиков и судей, любой отдел собственности, выпуск преступников на свободу – тоже. Но возбуждение уголовного дела против таких людей – юридически сложнейшая процедура», - говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, - «Судьи должны избираться на муниципальном и региональном уровнях, они должны понимать, что ответственны перед людьми, что люди их выбирают».
В майском «анонсе» нового плана прозвучала опять же не новая идея – создание некого Интернет-портала, где можно оставить сообщение о факте коррупции. Но здесь возникает опасность «ложных доносов». Кирилл Кабанов заверил, что жалобы, которые приходят в Антикоррупционный комитет, тщательно проверяются на наличие коррупционной составляющей, прежде чем их отправят в официальные органы. Люди – существа ранимые, и «стучат», по привычке, часто от обиды или от зависти. Лично у Кабанова нет уверенности в успехе такого портала, потому что опять могут пострадать невиновные.
Директор центра антикоррупционных исследований Transparency International – Russia Елена Панфилова говорит, что во всем цивилизованном мире это отлаженная система – человек идет в правоохранительные органы и заявляет об известном ему факте коррупции. Но у нас человек этих органов боится и не доверяет им. Идея сайта как государственного инструмента не слишком привлекательна – как бы не вышло из него этакой «всеобщей плакательной жилетки, в которую не все будут плакать по делу». Панфилова уверена, что необходима хорошая команда по работе с заявлениями, «чтобы они не переправлялись хотя бы тем, на кого пришла жалоба».
Нынешний антикоррупционный совет, созданный президентом, состоит из чиновников - это представители Минфина, Минэкономразвития, прокуратуры, правоохранительных органов - люди, для которых борьба с коррупцией стала общественной нагрузкой. К тому же это только совещательный орган, а не машина против коррупции, - говорит Панфилова, - нужен орган координирующий, действенная структура, которая будет заниматься только этой проблемой и в режиме нон-стоп. Войти в нее должны будут люди по всем направлениям плана – «где-то придется найти честных неподкупных правоохранителей с опытом, специалистов по регулированию госслужбы, контролю за финансовыми потоками», - говорит глава Transparency International-R, - Представители гражданского общества и эксперты нужны тоже – они будут просвещать.