рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
"Гигиенический" минимум налогов
Российские банки начали активно блокировать счета бизнеса после письма Центробанка о минимально допустимой доле, которую должен составлять налог от выручки. Предприниматели рассказывают, что блокировки участились в разы; раньше это происходило в основном из–за задолженностей по налогам, теперь причиной могут быть сомнительные с точки зрения банка платежи, недостаточная уплата налогов и др.
Сильнее всех страдают туроператоры и малый бизнес: банки считают их неустойчивыми и блокируют чаще других. Среди банков, на которые жалуются предприниматели, — и госбанки, и крупные частные.
Причина такого внимания к доходам и расходам бизнеса — новые методические рекомендации № 18–МР, которые ЦБ выпустил в конце июля 2017 года. В них разъясняется, что если доля налогов, взносов и сборов, которые платит компания, ниже 0,9% выручки (раньше этот показатель составлял 0,5%), то банк должен "обратить на это внимание". Напрямую ЦБ не обязывает банки блокировать счета, даже отмечает, что налоги — не единственный критерий "для автоматического признания факта совершения клиентом сомнительных операций". Также ЦБ перечисляет, например: отсутствие выплат со счета зарплат, на счете слишком маленький остаток денег и др. Цель рекомендаций, пишет ЦБ, — выявлять компании, которые отмывают деньги, уходят от налогов и др.
Многие банки, выполняя рекомендации ЦБ, решили перестраховаться и начали массовые блокировки. "Блокируют в основном те банки, которые боятся за свою лицензию и имеют определенные проблемы, — говорит Анастасия Москалева, директор по развитию консалтинговой и юридической фирмы "МакФин Бизнес–аналитика". — Цифра 0,9% появилась неслучайно. Именно до такой суммы часто занижают налоговую нагрузку недобросовестные компании–налогоплательщики. Но это не означает, что все компании с такой нагрузкой недобросовестны. Что касается блокировки счетов, банк не только не обязан это делать, но и далеко не всегда имеет на это право".
Она добавляет, что ЦБ пишет не о полной блокировке, а об отказе в проведении конкретных операций. А заблокировать счет по закону можно только в отношении клиентов, о которых есть сведения об их причастности к экстремистской или террористической деятельности.
Первыми тревогу забили участники туристического рынка: на прошлой неделе Альянс туристических агентств (АТА) направил обращение в правительство и ЦБ с требованием проверить законность действий банков, "без объяснений блокирующих расчетные счета турагентств". В АТА считают, что в противном случае турагентский рынок ждут технический дефолт и массовый крах агентств и операторов. Участники рынка пишут, что до 2016 года блокировки были редкими, но после публикации рекомендаций от обслуживания отключили сотни компаний.
Как рассказали в Северо–Западном отделении Российского союза туриндустрии, таким образом ЦБ определяется с финансовой устойчивостью туротрасли. "Агенты получают сегодня даже не 10, а 7%. И они просто не попадают под критерии ЦБ. Регулятор установил минимальный размер налогов от оборотов по счету в размере 1%, который в туроператорском, а тем более агентском бизнесе невыполним, — отмечают в РСТ. — Наличными можно рассчитываться только при сделках до 100 тыс. рублей, один тур часто дороже. А расчеты с контрагентами (поставщиками, отелями) возможны только в безналичном варианте. Так что действия банкиров могут парализовать отрасль".
Однако речь не только о туристическом рынке — в черных списках банков может оказаться любая компания. Кроме турфирм подозрение банкиров чаще всего вызывают малый бизнес и компании, занимающиеся оптовой торговлей. Как рассказал "ДП" владелец одной из городских строительных фирм, крупные игроки знают об опасности и специально следят за тем, чтобы счета не вызывали подозрений. АТА в своем письме добавляет, что блокируют бизнес почти все крупные банки, от некоторых требуют уплатить не 0,9, а до 2% налогов.
Наличие блокировок признают и банкиры. Олег Лагута, сооснователь Модульбанка, говорит, что указания ЦБ касались усиления контроля за сомнительными операциями. "Главное, что поменялось, — выросла "нормальная" налоговая нагрузка: с 0,5 до 0,9% оборота. Кроме того, ЦБ официально сделал черные списки компаний — тех, кому банки уже отказывали в обслуживании. Все это привело к резкому росту количества клиентов, которые имеют признаки сомнительности. И чтобы объем сомнительных операций в банке не рос, банк блокирует дистанционный доступ к счетам, — разъясняет Олег Лагута. — В Модульбанке блокировка затронула до 5% клиентов. После анализа примерно треть из них продолжили работу. С остальными пришлось прощаться. Вал блокировок пройдет вместе с уходом с рынка компаний, которые сознательно вели сомнительную деятельность. Время, когда можно было работать в серую, заканчивается. И те, кто это быстрее поймет и перестроится, будут иметь преимущество".
Майя Зиновьева, владелица ООО "Би–Консалтинг", добавляет, что системным этот процесс назвать нельзя. "Как правило, переусердствует банк или нет — зависит от непосредственных сотрудников отделения, — говорит она. — Кто–то хочет проявить рвение, а кто–то ограничивается запросом пояснений от организации. Бизнесу сейчас следует внимательнее относиться к снятию наличных и иметь оправдательные документы по всем наличным расчетам".
В компании "Берлин и партнеры" обращают внимание на то, что по закону банк вообще не должен контролировать налоговую нагрузку компании. Поэтому тем, чей счет заблокировали, нужно немедленно направить банку претензию с указанием, что все убытки, вызванные невозможностью осуществлять расчеты с контрагентами, будут взысканы через суд. Юристы добавляют, что на практике нередко встречаются случаи, когда банк разблокирует счет. Но чаще всего при этом клиенту настоятельно рекомендуют перейти на обслуживание в другой банк.
Андрей Комиссаров, глава коллегии адвокатов "Комиссаров и партнеры", добавляет, что если фирма совершила операцию с электронного устройства, которое раньше использовала подозрительная компания, она тоже попадет в черные списки. "Слишком низкая зарплата сотрудников, основания платежей, не соответствующие кодам ОКВЭД, резкие изменения оборота — одним словом, совершенно обыденные для российского бизнеса явления официально перешли в ранг подозрительных", — заключает эксперт.
ЕВГЕНИЙ БЕРЛИН, руководитель юридической компании "Берлин и партнеры":
Блокировки счета или отказы в его открытии стали массовыми. Это вызвано жесткой политикой ЦБ по отзыву лицензий и боязнью банков не пройти проверку регулятора. Сфера деятельности компании не имеет значения, исключения делают только для госкомпаний, они по определению "благонадежные". Скорее в такой ситуации может оказаться малая фирма, особенно подозрительно относятся к ИП. Если компания платит налоги меньше 0,9%, это означает либо сокрытие налогов, либо то, что компания на старте и не достигла окупаемости.
АНАТОЛИЙ СИМОНОВ, президент Ассоциации бухгалтеров малых предприятий:
"Гигиенический" минимум налогов — как раз около 1%. Письмо ЦБ связано с общей коррупционной ситуацией в стране: например, если две компании продают бетон и одна использует схемы занижения налогов, а вторая нет, то вторая проиграет на рынке и разорится. И вот сейчас, чтобы наполнить бюджет, из бизнеса выдавливают нужную сумму налогов. Способы ухода от налогов совершенствуются, расходы на них все время растут, но они всегда меньше, чем уплата всех налогов. Конкурентная среда погрязла в уходе от налогов.
НИКОЛАЙ ТИМОФЕЕВ, директор по управлению рисками банка "Точка" (ФГ "Открытие"):
Не исключено, некоторые банки могли перестараться. Плюс заработал обмен черными списками. Предприниматели открывают счета в разных банках. Платя налоги с одного счета, забывают про второй — и он начинает вызывать подозрения. К нам часто приходят клиенты, которые никаких рисков не несут, и непонятно, как они попали в черные списки. Больше всего страдают плательщики УСН, ЕНВД или ПСН. У них либо все налоги за год уплачены, либо уплата будет в конце года — банк не может отразить размер налогов, которые клиент уплатит потом, возникают вопросы. Что поможет — поквартально платить налоги, открывать счета в одном банке. Главное — быстро реагировать на просьбы банка пояснить операции.