рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Малому бизнесу обещают налоговый мораторий на увеличение налогов
Мораторий на «недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику» предусмотрен одобренными Министерством финансов России Основными направлениями налоговой политики на 2016-2018 годы. Однако, по мнению депутатов федерального парламента Александра Тарнавского и Дмитрия Ушакова, этот принцип пока является декларационным и по факту не работает: «Периодически в законодательство вносятся изменения, повышающие не столько налоговые, сколько неналоговые издержки предпринимателей, в первую очередь, предприятий малого и среднего бизнеса. А отмена льгот по части налоговых режимов, которые применяют малые предприятия, прямо ведет к увеличению налоговой нагрузки. Сложно повысить определенность для экономических агентов, когда в 2015 году редакция части второй Налогового кодекса РФ изменялась двадцать раз», – констатируют парламентарии.
Для гарантирования стабильности налоговой системы они предлагают внести специальные нормы как в Налоговый кодекс РФ, так и в профильный закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Они предоставляют таким компаниям право в течение первых пяти лет своей деятельности уплачивать налоги в порядке, который действовал на момент их государственной регистрации, если принятые изменения создают для них «менее благоприятные условия». Депутаты отмечают, что принятие таких мер не приведет к дополнительным расходам из федеральной казны. «Выпадающие доходы бюджетной системы Федерации могут возникнуть только в случае повышения налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства», – полагают авторы законопроекта.
Новые ограничения предлагается ввести в действие с 1 января 2017 года.
Отметим, что почти идентичные поправки, гарантирующие четырехлетний налоговый мораторий, были внесены в Госдуму еще в январе (АПИ подробно писало о таком проекте – Обеты спокойствия для малого бизнеса). Но до сих пор они не рассмотрены даже в первом чтении. Кроме того, аналогичные нормы действовали с 1995 по 2005 годы, но они показали неэффективность и противоречивость подобного способа правового регулирования. В частности, суды неоднозначно оценивали понятие «менее благоприятных условий» и возможность неприменения действующего налогового законодательства.
Справка
По данным Федеральной налоговой службы, относительно 2007 года налоговая нагрузка в целом на все хозяйствующие субъекты снизилась с 14,4 до 9,7 процента. Вместе с тем в такой расчет не включены единый социальный налог и заменившие его существенно увеличенные взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (так называемые «зарплатные налоги»).