рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Микробизнесу упростили кадровый учет
Действующее трудовое законодательство обязывает всех работодателей утверждать многочисленные так называемые локальные нормативные акты. Это своего рода «законы», принятые в конкретной организации и обязательные для ее сотрудников. В частности, руководитель обязан разработать и подписать правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, премировании, график сменности, инструкцию по охране труда, порядок обработки персональных данных работников, их профессиональной подготовки и многие другие. Проекты таких документов должны согласовываться с профсоюзами, а отсутствие любого локального норматива квалифицируется как нарушение трудового законодательства и может привести к административным санкциям и даже дисквалификации руководителя. Причем такие требования касаются всех категорий работодателей (кроме частных нанимателей домашней прислуги и тому подобных), даже если в компании или у предпринимателя трудится всего один наемный сотрудник.
Новый закон освобождает от такого обременения работодателей, которые относятся к категории микропредприятий – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с годовым оборотом до 120 млн рублей и среднесписочной численностью до 15 человек. Они вправе не принимать локальные нормативные акты, но обязаны прописать соответствующие положения в трудовых договорах. Причем бизнесу рекомендуется использовать типовую форму такого контракта, которая должна быть подготовлена с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и утверждена Правительством России.
Также устанавливается, что если работодатель перестал соответствовать критериям микропредприятия (например – увеличил оборот или превысил лимит численности персонала), то он в четырехмесячный срок обязан восстановить полноценное кадровое делопроизводство, в том числе принять все необходимые локальные нормативные акты.
Вместе с тем новые либеральные правила вступят в силу только с 1 января 2017 года. Таким образом, в течение ближайших почти шести месяцев надзорные органы (государственная трудовая инспекция) могут применять санкции к даже самым маленьким работодателям, у которых отсутствуют локальные «законы».
Отметим, что изначально планировалось освободить микробизнес в том числе от ведения трудовых книжек сотрудников (АПИ писало о таком проекте – Сотрудники микропредприятий могут остаться без трудовых книжек). Для подтверждения стажа они должны были использовать данные персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ, а периода работы – сам трудовой договор с отметками о дате и основании увольнения. Однако от этой идеи отказались.