выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Пятнадцатилетняя программа развития малого бизнеса не вызвала энтузиазма

14.06.2016Бизнес (5669)
Государство пообещало всестороннюю поддержку малому и особенно семейному предпринимательству. Однако утвержденная программа и внесенный в Госдуму законопроект не предусматривают реального улучшения для большинства частных компаний и индивидуальных предпринимателей, а многие попытки либерализации могут обернуться только ухудшением ситуации.

Новую пятнадцатилетнюю (на период до 2030 года) Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в России 2 июня подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Реализация предусмотренных «дорожной карты» мероприятий должна стимулировать малый бизнес и привести к двукратному росту производительности труда и оборота, увеличению количества нестационарных и мобильных торговых точек, численности («рождаемости») самих компаний и улучшению иных показателей.

В Правительстве России признают кризис развития малого и среднего предпринимательства – вклад этого сектора в общие экономические показатели существенно ниже, чем в большинстве не только передовых, но и развивающихся стран. По производительности труда российские малые компании уступают европейским, американским и японским в два-три раза. Начинающими предпринимателями являются всего 4,7 процента трудоспособных россиян, тогда как в США собственный бизнес начинают 13,8 процента экономически активных граждан, в Бразилии — 17,2 процента и так далее.

При этом чиновники не отрицают, что такая ситуация вызвана в том числе их просчетами – отдельные меры проводимой государственной политики «не до конца обеспечили учет интересов малых и средних предприятий». Негативно на бизнес повлияла отмена льготы по налогу на имущество применяющих специальные налоговые режимы организаций, введение торгового сбора, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов и ряд других мер. «Более того, система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. Недостаточное внимание к специфике деятельности малого и среднего бизнеса при разработке и реализации регуляторных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки», – отмечают в Правительстве России.

Новая стратегия, по замыслу ее разработчиков, должна доказать выгодность легального ведения бизнеса. «Дорожная карта» включает 45 мероприятий, в том числе создание единого центр поддержки, стимулирование спроса на  продукцию малых и средних предприятий и повышение ее качества, развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, торговли и потребительской сферы, конкуренции на локальных рынках, кооперация малых и крупных предприятий, улучшение условий кредитования, микрофинансирования, секьюритизации, лизинга и создание гарантийной системы, доступ малого бизнеса к государственным заказам, участия в приватизации недвижимости, повышение кадрового потенциала, информационное содействие, ряд других мер.

Также планируется улучшение налоговой политики и сокращение административной нагрузки. В частности, чиновники обещают упростить правил ведения бухгалтерского учета и ввести трехлетний мораторий на увеличение налогов. Уже к осени этого года на федеральном уровне должны быть установлены прозрачные и единообразные правил организации нестационарной и мобильной торговли. Кроме того, положительно на развитие малого бизнеса, по уверению разработчиков программы, отразится внедрение новой контрольно-кассовой, позволяющей передавать фискальные данные в электронной форме в режиме онлайн.

Но опрошенные АПИ участники рынка негативно оценивают такие перспективы. По их мнению подавляющее большинство мер, касающиеся в том числе финансирования малого предпринимательства, будет востребована и доступна мизерной доли существующих компаний.

Скептически бизнесмены оценивают и обещания чиновников снизить административную и фискальную нагрузку. Введение «онлайн-касс», по мнению в том числе экспертом самого Минэкономразвития, обернется повышением расходов предприятий сферы торговли и услуг. А либеральная инициатива по передаче функций администрирования так называемых «зарплатных налогов» (страховых взносов во внебюджетные фонды) уже обернулась введением новой ежемесячной отчетности в Пенсионный фонд России (АПИ писало о таком законопроекте – Компании планируют оставить «под контролем» ПФР).

Более того, одобренная Правительством России стратегия отчасти стимулирует налоговые злоупотребления. Ведь одним из показателей ее эффективности признается «рождаемость» – количество новых малых компаний и численность индивидуальных предпринимателей. На самом же деле самозанятые бизнесмены теперь нередко регистрируются не для реального занятия новым делом, а чтобы воспользоваться предоставляемыми на первые несколько лет деятельности налоговыми льготами. Через таких де-факто подставных предпринимателей, использующих патентную систему и не платящие в бюджет ни копейки, крупные компании могут проводить операции по «обналичиванию» практически любых сумм.

Одновременно с утверждением правительственной стратегии группа депутатов Госдумы внесла проект закон о поддержке семейного предпринимательства. «Семейный бизнес, по сути, это основа, фундамент малого предпринимательства. Он является одним из элементов формирования среднего класса – гаранта политической стабильности, демократического развития общества. Представители семейного бизнеса способны не только обеспечивать эффективную самозанятость, но и создавать новые рабочие места. К тому же развитый семейный бизнес обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями потребителей и рынка», – убеждены парламентарии. По их оценкам в Европе до 90 процентов компаний являются семейными.

В России таковым предлагается признавать малые предприятия, в которых члены одной семьи владеют как минимум 50 процентами долей (акций) и составляют не менее половины его персонала. Причем все участники (акционеры) должны быть штатным сотрудниками (иметь основное место работы) в такой компании. Индивидуальный предприниматель получает статус семейного бизнеса если нанял хотя бы одного близкого в качестве наемного работника.

Конкретные меры помощи семейному бизнесу законотворцы делегировали определить Правительству России. Но в утвержденной стратегии лишь констатируется, что совместно родственники чаще всего занимаются торговлей через собственных или арендуемых стационарные помещениях (то есть открывают булочные, кондитерские, мясные лавки, рыбные и другие магазины).

Представители семейных компаний жалуются на нерешенность совсем других проблем. В частности, ревизоры Пенсионного фонда России требуют начисления «зарплатных налогов» даже если являющиеся членами семьи сотрудники трудятся ради общего благо и не получают заработной платы. Такая политика не стимулирует легально оформлять трудовые отношения. Чуть в лучшем положении находится руководитель, являющийся единственным владельцем компании – благодаря разъяснениям Федеральной службы по труду и занятости он может не быть работником такой организации. Но в этом случае компания теряет статус «семейной». «То есть во избежание неприятностей семейный бизнес проще и выгоднее организовывать в форме ООО с единственным владельцем и сотрудником, распределяя вместо платы за труд дивиденды. Или зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель, но без наемного персонала – иначе опять же нужно начислять 30-процентные взносы во внебюджетные фонды», – признался АПИ руководитель одной из семейных компаний.

Справка
В России зарегистрировано 3,4 млн индивидуальных предпринимателей, 242,7 тысяч малых и почти 1,9 млн микропредприятий. Среднесписочная численность сотрудников таких компаний оценивается примерно в 11 млн человек, годовой оборот – почти 30 трлн рублей.

Комментарии экспертов: Алексей Третьяков, президент Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.

Правительство России справедливо признает слабое развитие малого бизнеса и низкий уровень инвестиций в этом секторе. Основная сфера деятельности малого предпринимательства  – торговля через некапитальные объекты (именуемые нестационарными). В последние годы власти всех уровней делают все, чтобы выжить этот формат, в том числе путем урезания ассортимента (запрет на продажу пива, табачных изделий и прочие). В новой стратегии говорится о развитии всех видов торговли, тогда как поддержку получают только магазины (капитальные объекты). Обещанные «прозрачные» правила организации нестационарной и мобильной торговли уже есть, в том числе на федеральном уровне. Но по сути они как раз таки и вытесняют с рынка ларьки и павильоны. Главное, что сейчас нужно – вернуть размещения нестационарных объектов и возможность им по ассортименту конкурировать с сетевой торговлей. Тогда малый бизнес в потребительской сфере будет развиваться. Все остальное – создание корпораций, кредитование, лизинг, факторинги и прочие диковинные англицизмы – бессмысленны. Возможно они понадобятся, но только после того, как будут решены первичные потребности. Поэтому пока стратегия напоминает знаменитое изречение Марии Антуанетты: «Если нет хлеба – пусть едят пирожные».

Олег Грабко, генеральный директор продюсерской компании «Бомба-Питер».

Малый и средний бизнес в нашей стране самый незащищенный и зависимый от личных отношений, местных традиций, степени свободы внутри людей. Я мало верю, что предложенные меры чем то реально способны помочь без радикальной смены идеологии в сторону развития культуры и духовности. Для развития малых предприятий необходимо снижение кредитных ставок до разумных. Близкому мне бизнесу хотелось бы рассчитывать на преференции в сфере государственного заказы и закупок для библиотечных коллекторов и образовательных систем, помощь в развитии коммуникаций в регионах, поддержку социальных программ, фестивального движения, а также экспорта нашей культуры вне России (субсидии на участие в международных форумах, фестивалях, гастролях и иных мероприятиях). Инструментов запуска этой системы пока нет.