рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Подножки от ЕГАИС тормозят бизнес
Обязательная с 1 января 2016 года система учета алкоголя «ЕГАИС», стоившая петербургскому бизнесу 1 млрд рублей, уже создала большие сбои в работе компаний. Предприниматели жалуются: поставщики и заказчики не видят друг друга в программе, с бутылок не считываются штрихкоды, а бары вынуждены вести двойную систему учета, чтобы угодить регулятору и не потерять контроль над бизнесом. По данным Росалкогольрегулирования (РАР), сейчас к ЕГАИС в Петербурге подключилось 77,8 % (4945) обособленных подразделений — организаций, торгующих крепким алкоголем в розницу, и 47,2 % (1422) компаний и ИП, реализующих пиво и пивные напитки. На 100 % подключились только городские оптовики. Именно они сегодня чувствуют себя лучше всех: крупные производители и поставщики алкоголя начали осваивать систему еще 5–7 лет назад. Поэтому сейчас главная трудность для них — это про- ко недавно начавших работу с ЕГАИС.
Дмитрий Саенко, руководитель отдела управления качеством оборота алкогольной продукции компании Nesko, рассказывает: «Контр агенты (всего их у компании около 1,5 тыс. оптовиков по России) засыпают нас вопросами, мы стараемся помочь, чтобы быстрее наладить работу без сбоев. Самая распространенная проблема — учетные системы компаний работают с ошибками. Приходящие на компьютер данные не получается прочитать. Многие фирмы пытались сэкономить на учетной системе, покупали недоработанные программы и теперь страдают от этого». В компании «Ладога Дистрибьюшен» (крупный дистрибьютор алкогольной продукции) говорят о том, что самой острой проблемой является отсутствие нормальной нормативной базы, регламентирующей «правила игры». Это привело к тому, что клиенты (особенно сетевые) начали изобретать схемы приемки товара, чтобы максимально обезопасить себя. «Так, один из крупных сетевых ретейлеров оформляет бумажные документы только после окончания оформления процедуры в ЕГАИС, из–за чего машины простаивают на выгрузке весь рабочий день с раннего утра. Если на момент окончания приемки машина выгружена, а процесс оформления не закончен, то водителю не выдают на руки документы и отправляют домой со словами «приезжай завтра», — говорят в компании. В свою очередь, ретейлер объясняет возникшую ситуацию схемой приемки, которую спроектировало РАР. При этом компании терпят издержки. «В 5 раз вырос объем возвратов от клиентов с отказами от приема товара по тем или иным причинам, связанным с ЕГАИС. Сейчас дополнительные еженедельные транспортные затраты из–за возвратов составляют порядка 125 тыс. рублей», — констатируют в «Ладога Дистрибьюшен».
У торговли есть и другие серьезные сложности, вызванные спецификой системы «ЕГАИС». Сейчас, если в накладной значится хотя бы одна коробка от закрывшегося поставщика, то всю поставку (например, 1500 коробок) невозможно поставить на баланс в торговую точку. Для таких случаев, говорят эксперты, компаниям требуется как минимум возможность ставить на баланс продукцию из накладной частично — без позиций закрывшихся поставщиков. Чтобы избежать таких ловушек, игроки рынка предлагают регулятору предоставить из базы ЕГАИС сведения обо всех производителях и импортерах, закрытых до 01.01.2016.
Требования ЕГАИС также идут вразрез с практикой работы, давно устоявшейся в заведениях общепита, жалуются игроки рынка. «Для системы мы вынуждены вести учет по бутылкам, как это требует РАР. Но бармены всегда считают алкоголь по проданным порциям. Приходится вести двойной учет», — возмущается главный бухгалтер сети пивных баров «SПб» Марина Чагина. Кроме того, методология учета требует предоставлять сведения в декалитрах, а это дополнительные пересчеты. При этом некоторые городские бары до сих пор не могут получить криптоключ, чтобы начать работу по присоединению к ЕГАИС. «За ключом стоят очереди. Хотя мы заявку подавали в середине декабря, до сих пор его не получили, — рассказывает управляющая одним из пивных баров. — Поэтому сейчас мы продаем алкоголь, закупленный еще в декабре, но он закончится уже к середине февраля». Напомним, что штрафовать за отсутствие ЕГАИС начнут после 20 апреля.