рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Лизинг со скидкой на кризис
В декабре завершилась госпрограмма льготного автолизинга. Однако лизинговые компании не хотят сбавлять обороты и продолжают предоставлять скидки клиентам за свой счет. Программа льготного лизинга, наравне с субсидированием ставок по автокредитам, была запущена весной 2015 года как мера поддержки автомобильной промышленности. Сначала в ее рамках покупатели могли приобрести автомобиль в лизинг со скидкой на уплату авансового платежа до 10 % от стоимости машины, затем в октябре программа была обновлена, и лизинговые компании стали предоставлять 10 %–ную скидку клиентам под субсидии из госбюджета. Участники рынка говорят, что программа оказалось очень успешной: так, до 80 % сделок с коммерческим транспортом проходили при поддержке государства. Вообще при поддержке правительства за прошлый год было продано около 600 тыс. машин.
Тем не менее госпрограмма хоть и поддержала автолизинг, но не спасла его от сокращения. По подсчетам агентства «Эксперт РА», по итогам 2015 года сегмент сократился на 20 %. За 9 месяцев 2015 года к тому же периоду 2014 года, по данным «Эксперта РА», российский рынок лизинга сократился до 385 млрд рублей (доля Петербурга — 6–7 %). Без госсубсидирования автолизинга рынок просел бы на все 40 %. Как отмечали в правительстве, в результате лизинговой поддержки объем производства и продаж машин тоже показал не такое глубокое падение, какое могло бы случиться без госпомощи. Так, в Петербурге, по данным «Auto– Dealer–СПб», за 11 месяцев к тому же периоду 2014 года продажи новых машин сократились на 34 %, до 112 тыс., а объем производства — на 16 %, до 277,5 тыс. автомобилей.
«С завершением госпрограммы мы приняли решение продлить льготные предложения для клиентов до 1 января 2016 года. Компания улучшила условия льготного лизинга: размер скидок был увеличен до 15 % от стоимости автомобилей, при этом ценовые льготы распространяются на все сделки, независимо от вида автотранспорта и финансовых условий договора», — рассказывает генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов. По его словам, в 2015 году компания запустила 16 совместных акций с автопроизводителями. В период действия госпрограммы (май–декабрь) мы интегрировали акционные предложения с выгодами льготного лизинга — в итоге оказалось возможным сократить стоимость автолизинга многих моделей на 15–20 %, говорит Алексей Смирнов.
«С 1 по 31 декабря компания запустила собственную программу льготного автолизинга взамен завершившейся государственной программы. Как и ранее по госпрограмме, мы своим клиентам — юридическим лицам давали скидку 10 % от стоимости нового легкового автомобиля, но теперь из своего бюджета, а не за счет государства», — говорит Александр Михайлов, старший вице–президент компании «Европлан». Участники рынка замечают, что предоставление скидки за свой счет в декабре сыграло им на руку. «Действительно, снижая стоимость лизинга, компания снижает доходность каждой конкретной сделки и недополучает определенную прибыль. Но все это краткосрочные потери», — объясняет Алексей Смирнов. Как он говорит, политика скидок позволяет выстроить долгосрочные отношения с клиентом — почти 60 % лизингополучателей обращаются повторно. Как добавляет Александр Михайлов, специализированные автолизинговые компании являются крупными оптовыми покупателями, поэтому получают значительные скидки от автопроизводителей и дилеров. Благодаря этому новые акции и спецпредложения запускаются даже в такие непростые времена, замечает он.
Окончательные данные об отдельных сегментах рынка лизинга в регионах еще не подведены. Но, как отмечают в ООО «Райффайзен–Лизинг», автолизинг был одним из основных драйверов этого рынка в 2015 году. «Прогнозы по рынку автолизинга на 2016 год весьма позитивные, в особенности на фоне сдержанных прогнозов в отношении других лизинговых сегментов, — говорят в компании. — Дополнительным фактором, который может сыграть существенную позитивную роль в дальнейшем развитии автолизинга, является информация о том, что Минпромторг намерен продолжать работу по использованию программ поддержки российского автопрома в 2016 году. В том числе речь идет и о возобновлении субсидирования лизинга автомобилей».