рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Малые АО борются за существование
Петербургские предприниматели подсчитали, что на ведении реестра акционеров компании–посредники зарабатывают от 800 млн рублей в месяц, не считая доходов, связанных с обязательным заверением решений акционерных обществ (АО, бывшие ЗАО). При этом малые компании уверены, что могли бы вести реестр самостоятельно, а затраты на оплату этой услуги для них существенны. Сейчас в Петербурге ведением реестра занимаются несколько десятков компаний — это подразделения банков (ВТБ, «Открытие» и др.) и специализированные компании («Вега», НРК и др.). «Закон обязал АО передать ведение реестра лицу, имеющему лицензию, и нарушение данного положения влечет административную ответственность, предусматривающую штраф от 700 тыс. до 1 млн рублей», — поясняют в ЗАО «ВТБ Регистратор».
В Петербурге и Ленобласти работают около 20 тыс. АО и ПАО (публичные акционерные общества). Представитель одного из акционерных обществ, который попросил его не называть, обратился к федеральному бизнес– омбудсмену Борису Титову с предложением изменить 99–ФЗ: отменить обязательный аудит для обществ, где меньше 10 участников, и разрешить им вести реестр без посредников. «Мы не «Газпром» и не «Роснефть», малому бизнесу совершенно не нужен аудит, тем более так часто, — возмущается предприниматель. — Выгодно это только тем, кто его проводит». По его словам, малому бизнесу сложно вкладываться в развитие, так как кроме высоких налогов на них с этого года повесили оплату ведения реестра и затраты на аудит. «Обилие неналоговых платежей мешает развивать бизнес — на это просто не остается денег», — уточняет он. Предприниматель добавляет, что перерегистрироваться в ООО, чтобы со всем не вести реестр, — тоже не выход: такая форма собственности не только неудобна для распределения прибыли, но и не защищает собственников в случае конфликтов совладельцев. Доли в ООО, например, можно «размыть», увеличив уставный капитал, возможно и исключение участника из состава общества (в АО — только продажа акций внутри общества). Другие бизнесмены (на условиях анонимности, так как пока они не успели провести в своих компаниях обязательный аудит) также расценивают плату за реестр и а удит как дополнительный налог и результат лобби банков. На письмо бизнесмена в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей ответили, что в ведении омбудсмена — только нарушение прав бизнеса, а не изменение законов (копия письма есть в редакции.) Петербургский же бизнес–омбудсмен Александр Абросимов отметил, что пока он не в курсе данной темы, но готов в ней разбираться. «Мы занимаемся не только нарушениями, но и созданием благоприятной деловой среды», — говорит он.
Нотариус Алексей Комаров рассказывает, что Гражданский кодекс устанавливает еще и обязательное нотариальное подтверждение решений АО. Это обходится бизнесу еще в 13–14 тыс. рублей, а выезд реестродежателя стоит около 30 тыс. рублей. Аудит, обязательный для АО с 2015 года, добавляет к этим затратам от 30 тыс. рублей в год. Эксперты отмечают, что кроме перерегистрации в ООО есть еще один вариант решения проблемы акционерных обществ — получить лицензию регистратора и продолжать вести реестр самим. Но для этого требуется специальное программное обеспечение, персонал и др., то есть так или иначе это дополнительная финансовая нагрузка на бизнес.