рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Кто зарабатывает на ярмарках
Работают на рынке не только петербургские предприниматели. К примеру, один из постоянных организаторов ярмарки в Выборгском районе – «Содружество компаний Крым», представляющий производителей из этого региона. Соучредитель компании Михаил Красненков прославился, в частности, тем, что в рамках экспозиции «Наш Крым» привез БТРы и пулемёты в Приморский парк Победы.
Однако времени, чтобы рассказать о своей ярмарочной деятельности, предприниматель не нашел. Его представитель также не смог предоставить комментарий.
Интерес столь разных по профилю организаций к ярмарочной деятельности вполне объясним — на данный момент районные администрации предоставляют площадку оператору на безвозмездной основе.
Формально арендная плата, которую он собирает с продавцов, идет на покрытие расходов на организацию такого мероприятия. «Но, конечно, без прибыли никто не работает — хорошая ярмарка при операционных издержках в 150 тыс. рублей за три дня приносит 100 тыс. рублей прибыли», — комментирует совладелец компании «Радуга» Антон Новиков.
Размер арендной платы зависит от места. В не самой проходимой локации, оператор может брать с участников 300-400 рублей, в более удачной — 1,5-2 тыс. рублей. В некоторых случаях, по словам участников рынка, он доходит до 3-5 тысяч. Помимо собственно платы за место, организатор может брать с продавцов плату за рекламу их товара.
Впрочем, найти арендаторов не так просто, как кажется. «Когда мы начинали, то выходили на производителей и предлагали участвовать, собирали по другим ярмаркам. Но сейчас интерес потребителей к ярмаркам падает, а значит, и сами продавцы меньше идут», — говорит Антон Новиков. По его словам, ярмарка, набравшая менее 20 арендаторов, будет работать в убыток.
Игорь Матвеев, основатель компании «Духовное наследие», специализирующейся на православных ярмарках, говорит, что хорошая площадка может собрать 100-150 участников. «Наши участники — это представители монастырских хозяйств со всей России. С благословения патриарха, все монастыри имеют свои сайты, так мы выходим на них и отправляем наше предложение», – говорит он.
Андрей Сорокин, совладелец компании «Регион-Центр», финансовые показатели не раскрывает, но говорит, что прибыль составляет половину суммы выручки. Впрочем, предприниматель больше делает ставку на торговцев из других регионов и стран. «Из продуктов половина арендаторов из Новгорода, Твери, Краснодара. Одежды много из Белоруссии, сувениров из Суздаля и Ярославля», – говорит он.
А вот компания «Ярмарка», наоборот, переключается на локальных продавцов. «К нам идут те, кто не может тянуть аренду на рынках и торговых центрах», – говорит ее совладелица Юлия Витюнева. Да и продукты из дальних стран потребителю не по карману. «Наш потребитель — это бабушки. Их покупательная способность заметно снизилась», - добавляет предприниматель.
Порог входа на ярмарочный рынок, по оценке участников рынка, составляет около 500 тыс. рублей. «Это затраты, которые нужны на приобретение палаток, генераторов, звукового оборудования», — говорит Антон Новиков.
Теоретически окупить вложения можно за полгода работы, устраивая раз в месяц ярмарки выходного дня. Однако фактически новых игроков на рынке не так уж много, а большинство участников присутствуют на нем в среднем 3-7 лет.
«Неформально этот бизнес поделен между несколькими игроками, пробиться очень сложно», – комментирует руководитель мясного производителя «Каскад» Павел Краев, уточняя, что многочисленные попытки его компании получить статус ярмарочного оператора не увенчались успехом. «В администрациях нам отвечали либо что такого места в схеме размещения нет, хотя ярмарка на этой площадке спокойно стоит, либо что нас опередил кто-то другой», – отмечает предприниматель.
Своевременность подачи заявки — не ранее чем за 30 дней, но не позднее чем за 15, — действительно, является одним из основных критериев отбора, наряду с наличием опыта ярмарочной деятельности, необходимого торгового оборудования, пояснили «Фонтанке» в администрации Невского района. Примерно такого же подхода придерживаются в Выборгском районе, однако подчеркивают, что последнее слово остается за городским Центром контроля качества, который проверяет документы заявки.
В том, что администрации предпочитают проверенных операторов, старожилы рынка не видят ничего предосудительного. «К новичкам относятся настороженно, бизнес непростой, вдруг сделают плохо, и люди больше на это место не придут», – говорит Антон Новиков.
Тем не менее, опасаясь навлечь обвинения в коррумпированности, районы стремятся не давать площадки одним и тем же игрокам. Но, как показывает анализ реестра ярмарок, это не всегда удается. Ряд компаний, получающих по очереди одно и то же место, аффилированы между собой. К примеру, «Ленпищеторг» и «Титан» принадлежат предпринимательнице Лидии Дакиевой, в компаниях «АСР» и «Радуга» по 50% принадлежит Светлане Антоненковой, Андрей Сорокин организует ярмарки как от имени собственного ИП, так и от имени принадлежащей ему компании «Регион-центр», «УК «Славь Русь» и «УК «Русское дело» имеют общего совладельца в лице Артура Майбурда.
Сами предприниматели признаются, что на такое «раздвоение личности» их толкает в том числе неопределенность процедуры согласования со стороны администраций. «Но отчасти это делается и для оптимизации налогообложения», – добавляет Андрей Сорокин.
Переход ярмарок под управление районов, скорее всего, приведет к сокращению их числа. «Сейчас инициатором выступает именно бизнес, для администраций — это головная боль», – говорит Антон Новиков.
Некоторые районы отказываются от ярмарок уже сейчас. «У нас высокая обеспеченность торговыми площадями, одной собственной ярмарки в год достаточно», – говорит помощник главы Адмиралтейского района Юлия Старостенко. По ее словам, просьб жителей чаще организовывать такие мероприятия не поступает. «Если к нам придут заявки от местных фермеров, мы отправим их на Сенной рынок, если это производители из других регионов — на городскую рождественскую ярмарку», — отмечает она.
Сами участники рынка считают, что проредить ярмарочные ряды не помешает. «Их стало слишком много, и интерес к ним падает. Такое мероприятие должно быть праздником, а превращается в рынок», – комментирует Андрей Сорокин. Например, региональные ярмарки нужно проводить не чаще, чем раз в два месяца на одной площадке, считает предприниматель.
Однако предприниматели просят город не лишать их прежних площадок, обещая взамен делиться доходами.
На последней встрече бизнес-сообщества с уполномоченным по правам предпринимателей Павел Краев выступил с инициативой перевода участков для ярмарок от районов в ведение комитета имущественных отношений, которое могло бы заключать с операторами ярмарок договор о временном размещении.
«По текущим ставкам одна площадка в 500 кв. м могла бы приносить Смольному примерно 400 тыс. рублей в месяц», – говорит он. То есть 53 участка дали бы бюджету более 250 млн рублей в год.
Участники рынка идею поддерживают. «Чтобы делать интересные ярмарки, нужны инвестиции, но как можно вкладывать деньги в бизнес без уверенности, что завтра площадка не уйдет к другому? Поэтому договор размещения на три года — это хороший вариант», — говорит Антон Новиков.
В самом КИО сообщили, что возможность арендовать площадку под ярмарку у города существует и сейчас, правда, в ограниченном количестве. В распоряжении комитета находится 15 участков, торги по ним начались этой осенью, уже заключено четыре договора размещения и два находятся в процессе подписания. Возможность забрать у администраций закрепленные за ними участки КИО планирует проработать после получения резолюции от аппарата бизнес-омбудсмена.
К комитете по развитию потребительского рынка сообщили, что пока придерживаются изначального плана по передаче функций администрирования ярмарок самим районам. «Потенциально мы не против отдать участки предпринимателям, но если будет прозрачный механизм. Как это сделать, непонятно», – говорит Елена Капустина.
Ранее аналогичная попытка Смольного навести порядок на рынке автолавок, заменив согласование с районами договором размещения, закончилась скандалом — сейчас предприниматели, лишившиеся привычных мест, добиваются справедливости в суде.