выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Автолавки на распутье

24.09.2015Бизнес (5669)
Если идея Минпромторга об уведомительном размещении автолавок станет законом, нынешняя война за участки окажется бессмысленной.

Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов рассказал «ДП» о своей инициативе по исключению автолавок из числа нестационарных торговых объектов, которая предполагает законодательно отделить мобильную торговлю (автомагазины, автокафе и др.) от ларьков и киосков и создать уведомительную систему их размещения. Еще не ясно, станет ли этот проект законом, но он уже подвергается критике. Участники рынка опасаются, что в городе развернется торговля «некачественными товарами», автолавки будут перекрывать дорогу пешеходам, а ГИБДД, которая по плану Минпромторга будет следить за автомагазинами, заранее подозревают в коррупции.

Конфликты автолавочников с
властями в Петербурге начались из–за новых правил распределения участков под мобильную торговлю, которые появились после изменения Земельного кодекса. В итоге места для автолавок стали раздавать без конкурса, а определяющим фактором для получения заветного клочка земли стало время подачи заявки. Многие из основных участников петербургского рынка мобильной розницы — «Буше», «Месье Патиссье», «ЛенРегионПродукт», «Петербурженка» и другие — оказались в живой очереди не в первых рядах и получили всего по несколько участков. Что их слегка задело, и они потребовали раскрытия всей информации о распределении мест от комитета имущественных отношений. При этом самих старожилов те, кто получил места, обвиняли в том, что автомагазинов у них в разы больше, чем заявлено, а процесс распределения мест они саботируют. И при официальном объеме рынка 1,4 млрд рублей (160 мест) с учетом теневой части его оценивали в 5,2 млрд рублей в год. Но торговцев ждал еще один сюрприз — требование иметь автолавку с двигателем класса не ниже Евро–4. Почти все компании заявили, что таких машин у них нет и обновлять парк бессмысленно: отбить вложения невозможно.

До сих пор конфликты не разрешены — участники рынка рассказывают, что постепенно заключают договоры размещения с КИО на те места, которые удалось получить, но что будет дальше, не знают. Официально требования к двигателям пока не закреплены, как, впрочем, и инициатива Минпромторга. В КИО не считают, что работа по приему заявок и выдаче договоров станет бессмысленной, если проект Виктора Евтухова превратится в закон. «Мы работаем по текущему законодательству, и, если завтра оно поменяется, мы начнем приводить в соответствие региональные нормы», — сообщили в комитете. Ситуацию, которая сложилась в Петербурге, когда автолавки относят к нестационарной торговле, Минпромторг называет не худшим случаем, отмечая, что еще хуже, когда лавок нет совсем. Но «превращение машины в киоск», когда лавка стоит на закрепленном участке, считают неправильным.

В Минпромторге считают, что
в Москве и Петербурге развозная торговля позволит продавать мясо и рыбу на 20–40 % дешевле по сравнению с супермаркетами, а также что их законопроект поддержит отечественный автопром. Механизмы контроля планируют ограничить санитарными нормами, ПДД и правилами парковки. Эти же нормы будут определять размер штрафов. Регионам планируют дать право на дополнительные запреты с учетом специфики местности, например вблизи остановок транспорта. Также автолавкам нельзя будет стоять во дворах. «Размер платы за размещение мобильного магазинчика уже определен в рамках систем платных парковок. При этом мы рассматриваем возможность дать право органам местного самоуправления увеличить эту плату, но не более чем вдвое, — поясняет Виктор Евтухов. — Автолавки должны стоять в соответствии с ПДД при условии доступа к окну выдачи товара с тротуара, то есть с твердой поверхности. Это предотвращает чрезмерное скопление таких магазинов в одном месте». «Если это будет касаться тех, кто реализует продукцию собственного производства, то мы поддержим такие изменения, — говорят в компании «Лосево». — Если же это распространится на весь бизнес, то отсутствие регулирования по влечет ряд проблем: начиная от реализации некачественной продукции и заканчивая конфликтами между участниками рынка».

Автор: Марина Васильева
Источник:Деловой Петербург, "Автолавки на распутье", 24.09.2015