рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Саморегуляторы на старте
Законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков», как ожидается, будет принят в третьем чтении в мае 2015 г. Первое чтение прошло в январе. Согласно проекту, финансовым компаниям надо будет вступить в одну из саморегулируемых организаций (СРО), причем на каждом рынке будут работать две СРО. Каждая из них объединит не менее 34 % и не более 66 % игроков.
Большинство участников финансовых рынков уже давно объединились в различные ассоциации, и самые деятельные из этих сообществ, разумеется, будут претендовать на статус СРО по новому закону. Но, пока закон не принят, они не предпринимают решительных действий в этом направлении. Исключение составляет рынок ломбардов, где крупные игроки создают СРО и активно привлекают в него членов.
Пока на ломбардном рынке действуют две СРО, которые зарегистрированы пару лет назад, — Национальный союз ломбардов, объединяющий, по данным его сайта, 36 юрлиц, и Межрегиональная ассоциация ломбардов (24 юрлица). Эти ассоциации фактически никакую работу не проводят, говорят участники рынка. В частности, на их сайтах отсутствуют графики проверок членов и их результаты.
Крупные ломбардные сети стали создавать свои ассоциации и агитировать более мелких конкурентов присоединяться к ним. После принятия закона эти ассоциации перерегистрируются в СРО. Свои ассоциации уже создали ювелирная сеть «585» (более 550 ломбардов) — Ассоциацию развития ломбардов и Национальную ассоциацию ломбардов, московская ломбардная сеть «Залог успеха» — НП «Региональная ассоциация ломбардов», а екатеринбургская сеть «Пектораль» — Ассоциацию уральских ломбардов. Пока каждая из ассоциаций смогла набрать не более 30–35 членов.
Пассивность ломбардов при вступлении в СРО, видимо, связана с тем, что этот рынок не привык к строгому регулированию: он только с июля 2014 года попал под контроль Центробанка РФ (раньше регулятором была Пробирная палата). Попытки ЦБ контролировать ломбардный рынок пока тоже не увенчались успехом, и он намерен переложить эту работу на СРО, полагают участники рынка. «Центробанк до конца еще не разобрался, как регулировать рынок, так как это мелкий и средний бизнес и его участники разрознены. Например, официально зарегистрировано 7,8 тыс. юрлиц, а отчетность за 9 месяцев 2014 г. подали только 2,8 тыс. юрлиц, поэтому ЦБ непонятно, сколько реально работает игроков», — говорит председатель правления НП «Региональная ассоциация ломбардов» Людмила Грибок.
По словам председателя Ассоциации развития ломбардов Сергея Соковникова, многие ломбарды в глубинке работают по старинке, ведут домовые книги и не слышали ни о каких нововведениях, среди которых важнейшее — обязательная сдача отчетности в ЦБ. Игнорирование этого требования грозит штрафом в размере 500–700 тыс. рублей. А после вступления в силу закона о СРО на финансовых рынках ломбарды в течение 6 месяцев должны будут вступить в одну из СРО или прекратить деятельность.
Мелкие игроки рынка с опаской относятся к ассоциации, созданной монополистом. «Крупные игроки рынка с помощью СРО будут лоббировать свои интересы. «585» открывает ломбарды в регионах дверь в дверь с мелкими игроками, таким образом выживая их. Компании такого уровня вообще не заинтересованы в мелких участниках рынка», — говорит на условиях анонимности руководитель небольшой ломбардной сети.
Участники других финансовых рынков, опрошенные «ДП», о борьбе за контроль над саморегулированием не упоминали. Некоторые из них считают законопроект о СРО на финансовых рынках слишком сырым, чтобы принимать его в текущем году.
«Достоинства законопроекта о СРО на финансовых рынках в его нынешнем виде меркнут по сравнению с его недостатками, — категоричен Петр Лансков, председатель совета фонда «Инфраструктурный институт», экс–президент Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер–агентов и депозитариев (ПАРТАД). — Взамен на обязательность членства в СРО законопроект превращает их из самостоятельных субъектов регулирования в объект административного управления со стороны Банка России. Осуществлять деятельность, направленную на развитие рынка и защиту интересов его участников, становится невозможным без согласия чиновников на каждый чих».
«Мы, как управляющая компания, отрицательно относимся к идее обязательного вступления в СРО. Управляющие компании ПИФов и так лицензируются и находятся под строгим надзором со стороны Банка России. Пользы от участия в СРО мы для себя не видим — это только лишние расходы», — заявляет Алексей Астапов, зампредседателя правления ОАО «УК «Арсагера». Профессиональные участники фондового рынка пока не понимают, в какое количество СРО им предстоит вступать: большинство из них имеют лицензию не на один вид деятельности, а на несколько, например брокерскую, дилерскую и депозитарную.
В страховом бизнесе уже действуют ряд ассоциаций, объединяющих до 100 % участников того или иного сегмента страхового рынка. Им тоже непонятно, должны ли они слиться всего в две СРО или реорганизоваться как–то иначе. Однако в целом, по словам Эдуарда Яблокова, директора петербургского филиала ОАО «СОГАЗ», страховое сообщество поддерживает идею саморегулирования.
Самой простой выглядит судьба саморегулирования на рынке негосударственных пенсионных фондов. Там есть доминирующее объединение — Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), которая, очевидно, станет одной из двух СРО по новому закону. «НАПФ с 2005 года является саморегулируемой организацией негосударственных пенсионных фондов в России и объединяет 60 НПФ, 53 из которых ведут деятельность по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). Всего в России 90 НПФ работают с ОПС, — говорит Валерий Виноградов, советник президента НАПФ. — В фондах — членах НАПФ сосредоточено 94,2 % пенсионных резервов и 78,1 % участников всех НПФ. Обязательность вступления в СРО позволит очистить рынок от недобросовестных участников».
О возможности очистить рынок от недобросовестных участников говорят и представители микрофинансовых организаций (МФО). «Участники СРО НП «МиР» предлагали сделать членство микрофинансовых организаций в СРО обязательным, — рассказывает Борис Батин, генеральный директор МФО MoneyMan. — Обязанность вступления МФО в саморегулируемые организации позволит, во–первых, в кратчайшие сроки очистить рынок от серых компаний и так называемых столбовых кредиторов, незаконно расклеивающих объявления о быстром кредите в общественных местах во многих городах страны. Во–вторых, обязательная саморегуляция рынка позволит ЦБ делегировать СРО ряд полномочий, что разгрузит его подразделения».
Комментарии экспертов: Александр Олейник, основатель ломбардной сети «Залог успеха».
Необходимость создания саморегулируемых организаций (СРО) на ломбардном рынке есть, но пока это преждевременно. Сейчас участники не готовы к изменениям. Сначала надо поменять рынок, перейти на более современные стандарты работы ломбардов. Ведь сегодня, например, большинство ломбардов работают на устаревшем программном обеспечении, а часть из них до сих пор ведет учет вручную, в основном это, конечно, мелкие региональные игроки. Набрать же 1200 членов в одну СРО сложно, но выполнимо.
Алексей Тимофеев, председатель правления НАУФОР.
Законопроект, принятый в первом чтении, вполне хорош. Есть ряд недостатков, которые мы надеемся устранить при его доработке ко второму чтению. Во–первых, необходимо уточнить правила расчета минимальной доли компаний в составе СРО, с тем чтобы учесть особенности совмещения разных видов деятельности и некоторые другие обстоятельства. Во–вторых, нужно пересмотреть механизм разработки и согласования так называемых базовых стандартов СРО — так, чтобы не ставить одну СРО в зависимость от другой. В–третьих, следует предоставить СРО определенные полномочия, а не ставить их в зависимость от усмотрения ЦБ.
Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков.
Архитектура будущей СРО на страховом рынке, создание которой планируется на базе Всероссийского союза страховщиков (ВСС), определится к лету этого года. Пока в концепции законопроекта о СРО на финрынках заложена норма о том, что СРО может быть организована 34 % компаний, действующих в том или ином виде бизнеса. То есть в одном виде бизнеса не может быть больше двух СРО. Но это не означает, что ВСС, представленный 134 организациями, на долю которых приходится 90 % сборов на страховом рынке, должен разделиться на две новые организации. Также и РСА, объединяющий всех страховщиков ОСАГО, не будет делиться на две СРО.