выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Б.Титов - В.Путину: Как решить 26 проблем бизнеса

05.05.2014Бизнес (5669)
Бизнес–омбудсмен Борис Титов подготовил доклад президенту РФ о сложностях ведения бизнеса и о том, как их разрешить. Доклад будет представлен на Петербургском экономическом форуме. «ДП» публикует его в сокращенном виде, но и в таком виде количество проблем и их системный характер не оставляют надежд на их решение.

Данные для доклада президенту омбудсмен Борис Титов собирал по разным регионам несколько месяцев. Предложения о том, какие шаги следует предпринять для решения проблем бизнеса, высказывали не только предприниматели, но и чиновники, представители ГУПов и общественных организаций. Например,  в Петербурге в феврале 2014 года состоялась серия круглых столов по проблемам подключения к электросетям, налогам,  сложностям начинающих предпринимателей. Часть данных собрали с помощью социологических опросов, часть поступили из личных обращений предпринимателей. Результатом стал 120–страничный доклад, который Борис Титов представит президенту РФ в конце мая на Петербургском экономическом форуме. В докладе —  описания главных проблем из 26 сфер,  с которыми приходится сталкиваться бизнесу, и предложения по внесению изменений в законы, регулирующие эти сферы.  Многие из них вынашивались давно, например, идею о едином налоге для малого бизнеса омбудсмен озвучивал более года назад.


Борис Титов, уполномоченный по правам  предпринимателей РФ.
Мы очень серьезно отнеслись к подготовке этого доклада. Сыграло свою роль и то, что это делалось впервые, и то, что это было в соответствии с законом об уполномоченном по правам предпринимателей. Последнее подразумевает, что президент России со своей стороны этот доклад изучит и затем последуют  поручения правительству Российской Федерации. То есть бизнес впервые написал президенту доклад о своих проблемах. Доклад гарантированно будет иметь последствия в виде конкретных решений  по улучшению делового климата. Именно поэтому мы выбрали для презентации  окончательной версии доклада площадку  Петербургского экономического форума, который состоится 22 – 24 мая.


Бизнес–сообщество предполагает, что за докладом последует результат — только петербургский бизнес сделал более 40 предложений. Как сказано в законе  об уполномоченном по правам предпринимателей, «омбудсмен имеет право направлять президенту РФ и в правительство РФ предложения об отмене или изменении нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность».


1. Уголовное преследование предпринимателей


Проблема: Много нарушений в судах по экономическим преступлениям. Часто перевод отношений в уголовное русло инициируют сами предприниматели в ходе корпоративного конфликта. При этом следователь, по существу, собирает доказательную базу для обвинения, а не проводит расследование.


Решение: Ввести институт следственных судей с функциями контроля, назначения экспертиз, избрания меры. При этом следственный судья не должен участвовать в рассмотрении дела по существу.


2. Исполнение судебных решений


Проблема: Неисполнение судебных решений, причина тому — низкий уровень зарплаты, коррупция. Оборотная сторона — загруженность приставов.


Решение: Поднять зарплату в ФССП до уровня МВД РФ, СК РФ и т. д. Создать институт частных судебных исполнителей по аналогии с нотариатом.


3. Борьба с коррупцией


Проблема: Чиновника–коррупционера трудно отстранить от работы. В УК РФ и УПК РФ не сформулировано понятие коррупции. Заявление о коррупции чревато негативными последствиями для предпринимателя и его бизнеса.


Решение: Предоставить уполномоченному право требовать отстранения чиновников до суда. Ввести в законодательство РФ понятие типичной коррупционной практики.  Разработать проект закона о защите заявителей о коррупции, предусмотрев для них правовые гарантии.


4. Дела о несостоятельности  (банкротстве)


Проблема: Закон о банкротстве определяет право должника на подачу заявления в предвидении банкротства. В России эта норма не работает, и практика применения закона о банкротстве имеет ликвидационный уклон.  Нехватка квалифицированных арбитражных управляющих.


Решение: Должник должен обращаться с заявлением не о банкротстве, а о финансовом оздоровлении. Увеличить размер фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего.  Вернуть в НК РФ право арбитражного управляющего применять УСН.


5. Малое и среднее предпринимательство


Проблема: Отсутствие упрощенной формы легализации работы самозанятых граждан. Избыточная фискальная и административная нагрузка на малый бизнес. Отсутствие у муниципальных властей заинтересованности в развитии малого и среднего бизнеса.


Решение: Внести в закон изменения, согласно которым можно заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации на основании патента. Ввести для малых предприятий единый налоговый режим — ЕНВД.


6. Налоговая система


Проблема: Российская налоговая система не стимулирует предпринимателей реинвестировать прибыль и развивать производство.


Решение: Установить налоговые каникулы для МСП производственного, инновационного и социального сектора — первые 10 млн рублей всех видов налогов для малого бизнеса и 50 млн рублей для среднего начисляются, но в бюджет не выплачиваются.


7. Банковское кредитование бизнеса


Проблема: Нехватка долгосрочных ресурсов для инфраструктурных и инвестиционных проектов. Начинающим предпринимателям сложно привлечь необходимые средства на развитие бизнеса. Ухудшение конкуренции в банковском секторе.


Решение: Запуск института проектных облигаций. Увеличить сумму микрозайма для субъектов МСП до 3 млн рублей (внеся изменения в закон о микрофинансировании №151–ФЗ). Приватизировать часть банков с госучастием.


8. Энергетика и естественные монополии


Проблема: Необоснованный рост тарифов.


Решение: Постепенно через двухсекторную модель перейти от затратного принципа к рыночным механизмам ценообразования. Экономически стимулировать перераспределение используемой сетевой мощности от действующих к новым потребителям.


9. Государственные и муниципальные закупки


Проблема: Государственные организации (ГУПы, МУПы, госорганизации регионального подчинения) могут получать госконтракты без проведения конкурсных процедур. Завышенный уровень ответственности за правонарушения в сфере госзакупок. Штрафы для малого бизнеса.


Решение: Обязать предприятия всех форм собственности проходить конкурсные процедуры. Установить размер штрафа в процентах от суммы закупки (внеся изменения в КоАП).


10. Земельно–имущественные отношения


Проблема: Договоры аренды земельных участков и помещений под давлением муниципальных властей заключаются на срок менее года. Перезаключение договоров аренды затягивается с целью установления арендных отношений «на неопределенный срок».


Решение: Ввести норму, по которой в случае, если предыдущий договор аренды земельного участка и помещения заключался на срок до 1 года, последующий договор должен заключаться на срок не менее 3 лет.  Запретить заключение договоров на неопределенный срок.


11. Антимонопольное регулирование


Проблема: Закон о госрегулировании торговой деятельности неэффективно защищает права поставщиков. Торговые сети и поставщики продолжают находиться в неравных условиях: сети имеют возможность диктовать условия поставки, взимают с поставщиков различные бонусы.


Решение: В кратчайшие сроки вернуться к пересмотру основных положений закона о торговле. Ввести норму, по которой ГУПы осуществляют свои закупки как госорганизации, а с другой стороны — предоставляют услуги государству на равных условиях с частными компаниями.


12. Трудовая миграция


Проблема: Неработающая система квотирования иностранной рабочей силы. Много нелегальных мигрантов.


Решение: Отменить систему квотирования с переходом на систему лимитов для иностранных граждан из визовых стран и систему патенов — для граждан стран с безвизовым режимом. Создать перечень профессий квалифицированных иностранных работников.


13. Техническое регулирование


Проблема: Государственная регистрация медицинских изделий необоснованно сложна. За весь 2013 год выдано 38 регистрационных удостоверений против 5 – 7 тыс. ежегодно в 2010 – 2012 годах. Коллапс вызван постановлением правительства РФ № 1416.


Решение: Разработать и принять технический регламент Таможенного союза. Гармонизировать требования с международными союзами (в том числе с формами оценки соответствия медицинских изделий, установленными в ЕС).


14. Ветеринарный и фитосанитарный контроль


Проблема: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору предельно широко определяет свою компетенцию, пытаясь совместить функции законодательной, исполнительной и судебной властей.


Решение: Закрепить в законе понятие «выпуск продукции (рыбной, животноводста и т. д.) в свободное обращение». Разделить функции контроля, надзора и административного преследования. Отменить ФЗ «О ветеринарии».


15. Охрана интеллектуальной собственности


Проблема: Правовая неопределенность, разрушительные санкции, отсутствие стандартов доказывания, конфискация товара с оригинальными товарными знаками.


Решение: Обеспечение участия представителей уполномоченного по защите прав предпринимателей в работе над любыми нормативными актами, которые могут применяться в отношении субъектов предпринимательской деятельности.


16. Экология


Проблема: Малые предприятия, оказывающие незначительное воздействие на окружающую среду, несут непомерные затраты на разработку необходимой документации. Нормативы сброса очищенных сточных вод невыполнимы.


Решение: Внести изменения в закон «Об охране окружающей среды»: минимальный порог воздействия, с которого исчисляется фиксированная плата, для малых компаний отменяется. Внести изменения в Водный кодекс РФ.


17. Таможенное регулирование


Проблема: Сроки выпуска товаров с таможни неоправданно затягиваются, санкции несоразмерны с нарушениями. Произвол таможенных органов.


Решение: Установить норму о возможности уплаты таможенных платежей после выпуска товаров (внести изменения в Таможенный кодекс), исключить из КоАП санкцию в виде конфискации, ввести санкцию в виде предупреждения.


18. Пожарная безопасность


Проблема: Большие размеры административных штрафов за нарушение пожарной безопасности. Двойное регулирование работ по монтажу противопожарной за щиты — со стороны МЧС и СРО.


Решение: Расширить перечень объектов защиты добровольного декларирования соответствия пожарной безопасности. Определить федеральный орган власти, к полномочиям которого отнесена разработка требований безопасности.


19. Сельское хозяйство


Проблема: Российская сельхозпродукция не может конкурировать с продукцией других стран, так как уровень и структура субсидий не соответствуют другим странам.


Решение: Увеличить финансирование программы сельского хозяйству, изменить систему субсидий. Уйти от субсидирования минеральных удобрений, кормов и гектаров земли, привязав субсидии к объему продукции.


20. Строительство и ЖКХ


Проблема: На предпринимателей возлагаются дополнительные обременения при подключении объектов капстроительства к сетям. Отсутствует четкое законодательное определение понятия «малоэтажный жилой дом».


Решение: Установить однозначные нормы, что выполнение застройщиком работ по строительству инженерной инфраструктуры за пределами его участка может осуществляться только в исключительном случае.


21. Транспорт


Проблема: Прекращение действия Конвенции МДП (Международных дорожных перевозок) на территории России. Монополизм московских воздушных перевозчиков.


Решение: Продолжить применение Конвенции МДП на территории РФ. Исключить перекрестное субсидирование инфраструктуры (в конкурирующих между собой аэропортах Москвы и аэропортах регионов).


22. Регулирование производства и оборота подакцизных товаров


Проблема: Доля контрафакта на алкогольном рынке достигла 70 %. Наличие теневого сектора создает недобросовестную конкуренцию для легальных производителей алкоголя, вынуждая их уходить с рынка.


Решение: Усилить наказание для юридических и физических лиц, занимающихся производством и оборотом контрафактного и фальсифицированного алкоголя. Изменить акцизные ставки, заморозить их с 2015 года.


23. Защита иностранных инвестиций


Проблема: Сроки оформления иностранных специалистов на работу в России. Иностранным инвесторам недостает официальной информации о российских контрагентах.


Решение: Уменьшить срок рассмотрения ходатайства о предоставлении разрешения на работу. Госорган (например, ФНС РФ) должен раскрывать информацию о компаниях с частным капиталом.


24. Защита инвестиций за рубежом


Проблема: В критических ситуациях инвесторы и экспортеры не могут рассчитывать на оперативную защиту своих интересов за рубежом, поскольку ответственность за это разделена между министерствами.


Решение: Издать приказ МИД о необходимости реагирования посольств РФ на срочные обращения предпринимателей, подтвержденные экспертизой омбудсмена, в течение 24 часов.


25. Таможенный союз


Проблема: Неравные экономические условия ведения бизнеса в соседних государствах Таможенного союза


Решение: Создать равные условия за счет гармонизации налоговых ставок и порядка регулирования энерготарифов.


26. Развитие молодежного предпринимательства


Проблема: Молодые россияне мало заинтересованы в развитии собственного бизнеса. Предпринимателями хочет стать не более 1 % молодежи. Отсутствие идей для организации бизнеса.


Решение: Создать государственный банк бизнес–планов. В каждом муниципалитете иметь перечень проектов, в которых заинтересованы местные власти, разместить их в открытом доступе.

Авторы: Марина Васильева, Лилия Агаркова
Источник:Деловой Петербург, "Как решить проблемы бизнеса", 05.05.2014