выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Гуру ларечной торговли

03.12.2013Бизнес (5669)
Предприниматель Станислав Жакалов — один из немногих в городе операторов сетевой ларечной торговли. У его компании есть 41 киоск, три собственных склада и автопарк из пяти грузовых машин. Сетевиков в мелкой рознице не более 20 %: это направление бизнеса переживает сложные времена. Предприниматели стараются сохранить свое дело на нестабильном рынке в условиях растущей конкуренции и административных барьеров.

Станислав Жакалов, до того как открыть сеть торговых павильонов, работал в Госнаркоконтроле. Решив открыть свое дело, он начал с торговли цветами, нашел поставщиков в Голландии и открыл киоски, купив их у компании, которая несколько лет назад ушла с рынка нестационарной торговли продуктами. Станислав Жакалов рассказывает, что сетевых игроков на рынке мелкой розницы всего около 20 %, остальные киоскеры управляют одной– двумя торговыми точками.

Сейчас сеть «Цветочный оптторг» состоит из 40 киосков в 10 районах города, около 30 % павильонов предприниматель сдает в аренду, другими управляет самостоятель но. 40% торгуют цветами, более половины фруктами и 5% мороженым. В каждом работают два продавца, также у предприятия есть три склада. Первый — для продукции, он находится в районе Озерков, его площадь — 200 м2, второй — для самих киосков, которые находятся на реставрации, третий — для оборудования. На каждом складе работают кладовщики и грузчики, в компании больше 100 сотрудников. «Мы постоянно ищем новые возможности развития бизнеса, — рассказывает Станислав Жакалов, — например, продаем мороженое в парках летом, по возможности меняем функционал павильонов и начинаем торговать фруктами». Рентабельность у всех точек разная, но наибольшую выручку приносит торговля овощами и фруктами в летнее время, а наименьшую — мороженое. Спрос на цветы более стабилен и не так подвержен сезонности, зато и овощных прибылей они не приносят.

С поставщиками предприятие работает напрямую, и почти все они, вопреки расхожему мнению, что нестационарная розница — мать родная для местного производителя, — зарубежные. Логистикой тоже занимается сама фирма. Станислав Жакалов объясняет, что иметь собственные машины при больших объемах продаж гораздо выгоднее: доставка может понадобиться в любой момент Машина среднего ценового сегмента окупается примерно за год, сейчас на предприятии пять грузовых автомобилей.

Оборот предприниматель не раскрывает, но отмечает, что бизнес сложный и даже при очень больших оборотах прибыль может оказаться минимальной. По подсчетам экспертов, выручка сети в месяц может составлять 15–20 млн рублей. Расходы подобной компании составляются из зарплатного фонда, себестоимости товаров, арендной платы (1 м2 площади стоит 2-3 тыс руб в месяц), а также затрат на ремонт киосков и различные согласования. «Стоимость аренды для мелкой розницы постоянно повышается, — добавляет предприниматель, — потому что с выходом Схемы размещения нестационарных торговых объектов мест для павильонов стало гораздо меньше». При этом уровень конкуренции остается очень высоким за счет незаконной торговли. «Киоски, которые торгуют незаконно, фактически отбирают у нас покупателей», — сетует Станислав Жакалов.

В действовавшей несколько лет назад Адресной программе размещения нестационарных торговых объектов находилось 40 объектов сети, в схему размещения вошли только 20 из них. «Теперь эти киоски стоят только до окончания договора аренды, после этого их придется убрать», — говорит Станислав Жакалов. Постановление № 1045, ставшее глав ной причиной уменьшения числа объектов в схеме (см. «ДП» № 179/3912), принесло немало трудностей петербургской мелкой рознице: например, стало гораздо сложнее получить одобрение на размещение киоска по критериям охранной зоны электрических и тепловых сетей.

Так же непросто изменить функциональное назначение павильона. Станислав Жакалов рассказывает, что в договоре аренды некоторых принадлежащих сети киосков в одном из районов города прописано разрешение на торговлю только мороженым и безалкогольными напитками. В Петербурге, особенно в холодное время года, такая торговля совершенно нерентабельна. И, хотя в схеме размещения участки, на которых стоят те самые павильоны, отмечены как просто «киоск», без специфических ограничений, перепрофилировать павильон можно только с разрешения районной администрации. «Поменять мороженое на пирожное администрация нам не разрешает, основываясь на па раметрах социально– экономического развития района, — говорит предприниматель. — В результате три павильона стоят закрытыми: торговать мороженым зимой на улице нет никакого смысла». Пункт постановления, разрешающий на 30 % площади 7–метрового киоска продавать непрофильный продукт, не спасает — расширить ассортимент не получается.

Сама установка павильонов мелкорозничной торговли с 2011 года происходит через аукцион. Предприниматель, желающий открыть киоск, должен инициировать аукцион, обратившись в районную администрацию. Чиновники готовят пакет документов на выбранный участок , и этот пакет выносится на торги, участвовать в которых может кто угодно.

«Чаще всего пакет документов покупает не инициатор торгов, — рассказывает Станислав Жакалов, — а различные мошенники и те, кто потом сдает участок в аренду». Еще одна беда — согласования по внешнему виду киосков. Часть торговых объектов сети — на колесах, но согласования по внешнему виду все равно их касаются. Дело в том, что эти киоски представляют собой прицепы, а согласования не нужны только тем объектам, которые могут уехать с места торговли без дополнительного транспорта, — то есть грузовикам и мини–фургонам.

«Критерии внешнего вида за последние годы менялись уже 5 раз, — рассказывает предприниматель. — И проблема тут не только в том, где взять деньги на новый киоск, хотя это тоже важно: павильон, который соответствует требованиям городской администрации, стоит от 1 млн рублей. Но не менее интересно, куда девать старые киоски». Как рассказывает предприниматель, компания, у которой он купил бизнес, в 2007 году потратила на покупку ларьков 2 млн евро.

Владелец сети павильонов Ашот Эфендиев отмечает, что нестационарная торговля в последнее время полностью остановилась в развитии. «Все сетевики сейчас управляют теми киосками, которые удалось установить еще до усиления давления сверху», — рассказывает он.

После введения аукционов новые киоски на улицах города больше не появляются: арендная плата возросла настолько, что прибыльность предприятия, по словам Ашота Эфендиева, стремится к нулю.

Автор: Марина Васильева