выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Новая кровь для банка

11.09.2012Банки (302)
Банк «Александровский» планирует развивать розничный бизнес. Владелец этой кредитной организации Александр Кашин объяснил, почему банки рано или поздно идут в розницу, а также рассказал «ДП» о планах, новых кадровых назначениях и о том, кто такие хорошие клиентщики.

Летом в банке сменился председатель правления. Светлана Кашина  (супруга  Александра  Кашина. — «ДП») перешла на пост председателя совета директоров, а кресло председателя правления занял Илья Архипов. С чем связаны такие перестановки?


— В 2005 г., когда банк оказался в некоторой стагнации: он не рос и не развивался — нужно было что–то менять. Тогда я предложил своей супруге, которая работала в банке с его основания финансовым директором, стать председателем правления.


Все начало развиваться, но через несколько лет случился кризис. А, как известно, в кризис клиенты доверяют прежде всего персонифицированным банкам, особенно таким средним, как мы.


В кризис за время ее работы в должности предправления активы банка выросли в 4 раза, до 15 млрд рублей. Сейчас банк поднялся до определенного уровня, и в таком состоянии красиво упакованный банк передается молодому, перспективному менеджеру.


Чем он занимался в банке до этого?


—  Он  пришел  из  Балтонэксимбанка 12 лет назад на пост заместителя начальника клиентского департамента.  Позже  он  возглавлял  самые крупные отделения: Москов ское и Центральное. Это человек, который знает, как устроена работа банка, кто и что из себя представляет в нем и кто чего стоит.


Есть еще одна причина, почему надо производить такие перемены хотя бы раз в 5–6 лет. Для меня большим уроком стала история с банком «Петровский» в 1990–х годах: была команда, хорошие люди, все присутствовали в банке с момента его основания. Это прекрасно, но в определенный момент эта история мо-жет превратиться в некий собес: все друг друга знают, все друг друга любят, друг другу помогают.


Это очень здорово, когда наступает кризис, когда какая–то война, все бьются за свой банк днями и ночами, и все хорошо. Но в момент, когда нужно не биться, а именно развиваться, люди не могут себя заставить сконцентрироваться, двигать бизнес, какую–то энергию давать в развитие.


И банк начинает сначала стагнировать, а потом уверенно идти вниз, потому что его начинают обгонять голодные и злые участники рынка. Получается, что Илья (Архипов. — «ДП») — в каком–то смысле новая кровь, которая будет способствовать развитию бизнеса.


Но Илья Архипов в банке 12 лет — он не новая кровь.— Абсолютно новая кровь.


Председателем правления банка стал не заместитель председателя банка, не человекиз верх него эшелона, а человек, который непо средственно работал и который имеет свою огромную клиентскую базу, именно личную. Так, если, например, зампред становится председателем правления банка, изменений будет мало: один зампред уберет того зампреда, которого он не любит, и на этом глобальная история закончится, потому что он все время был в правлении. Но если приходит сотрудник, поднявшийся с начального уровня наверх, это другая история.


Еще какие–то кадровые назначе-ния произошли?


— Да. К нам пришел Олег Махно, бывший заместитель начальника по экономической безопасности ГУВД по Петербургу и Ленинградской области. Он занял должность заместителя генерального директора ХК «ЭГО–Холдинг». Будет курировать связи с органами государственной власти. Из–за частых и продолжительных спортивных командировок у меня нет возможности в полной мере заниматься этой работой.


Поменяется ли стратегия банка после новых назначений?


— Концептуально стратегия банка не претерпит существенных изменений. Исторически она представляла универсальный финансовый институт. В этом году мы откроем филиал в Кингисеппе. В планах по развитию филиальной сети — открыть пять офисов в ближайшие 3 года. Сейчас все филиалы и точки банка находят-ся в собственных помещениях, чтобы минимизировать затраты. Кроме того, в прошлом году мы приобрели процессинговую компанию «Петрокарт», инвестировав более 100 млн рублей. С появлением собственного процессинга мы приступили к реализации проектов по дистанционному обслуживанию, которые продолжим развивать.


Удалось ли проект по «Петрокарту» окупить?


— Этот проект мы реализуем не для зарабатывания денег, а для возможности предоставления клиентам максимально качественного сервиса. Задача номер один для нас сегодня — это реализация проекта с Master Card.


По завершении проекта банк станет членом двух самых распространенных международных платежных систем — Master Card и VISA. Следующий шаг — расширение эквайринговой сети и предложение расчетно–процессинговых услуг другим банкам. В конечном счете собственниками компании «Петрокарт» станет целый ряд банков.


Кого вы считаете основными конкурентами в банковском бизнесе?


— Наши клиенты — это клиенты Балтинвестбанка, как мне кажется. Хотя Балтинвестбанк, конечно, больше нас. У Энергомашбанка своя ниша, и мы туда не идем и не претендуем даже на их клиентов. Мы идем в кильватере банка «Санкт–Петербург», то есть небольшой, но универсальный банк.


Сейчас многие банки активно идут в розницу. Можно ли говорить о том, что они достигают какого–то предела в отношениях с кор поративными клиентами?


— Нет, не согласен. Банк выжил в 2008 г. благодаря тому, что не было розницы. Сейчас банк планирует заниматься лишь определенной розницей: это ипотечный проект и автокредитование руководителей юридических компаний.


В рискованную розницу мы не пойдем, банк очень консервативный. Население — самый стабильный ресурс в спокойное время, но самый нервный, когда наступает кризис: надо быть готовым вернуть 20 – 30 % в мо-мент кризиса.


Но, с другой стороны, процесс работы по корпоративным клиентам сужается, но он сужается не с точки зрения привлечения, а с точки зрения ставки кредитования. То есть если раньше ставка была в госбанках 17 % годовых, средние и мелкие банки кредитовали под 25 %, то сейчас, когда она на уровне 12 %, мы кредитуем под 14 %. Закон больших чисел в средних банках еще не работает, поэтому необходимо переходить к более дорогим продуктам. Они гораздо рискованнее, но из рискованных надо выбирать наименее рискованные.


Для того чтобы мониторить рынок, банк «Александровский» — прекрасный информационный ресурс. Поэтому за счет знания рынка, причем многоотраслевого, получается масса пересечений и встреч.


И получается, что Петербург — город очень маленький, и Россия — тоже, как выясняется, с точки зрения бизнеса.  И  банк  играет  огромную роль в работе холдинга с точки зрения информации и понимания рынка.


Банкиры сетуют на кадровый голод в банковской сфере. Вы согласны?


— Хороших клиентщиков (специалист, отвечающий за привлечение и удержание клиентов. — «ДП») в Петербурге не найти. В городе примерно пять крупных петербургских банков, и в каждом — примерно три высококлассных, хороших клиентщика. Кроме того, в дефиците всегда были и остаются хорошие казначеи.


То есть в петербургских банках примерно 15 клиентщиков хороших?


— Да. Кто такой клиентщик? Это не тот человек, который пришел в госбанк и говорит клиенту: давайте мы вам дадим кредит под 3 % годовых — и клиенты идут кредитоваться. Хороший клиентщик — это тот специалист, который встал из одного банка и ушел в другой, а за ним встали и пошли, не раздумывая, все его корпоративные клиенты.


Что будет происходить на банковском рынке в Петербурге в ближайшее время? Можно ли ожидать новых слияний?


— Не стоит ожидать много поглощений на банковском рынке в этом году. И не думаю, что в ближайший год будет какая–то волна банкротств банков. Если говорить о Петербурге, то почти за 20 лет, кроме ВЕФК, никаких банкротств и не было. Было у СПбРР, но там скорее политические причины.


Наш северо–западный банковский анклав очень стабильный и надежный, начиная от маленьких банков и кончая большими кредитными учреждениями. Неизвестно, как будет дальше, потому что в Москву очень много регулирующих функций уходит.


 


Источник: http://www.dp.ru/

В тексте упоминаются Показать на карте