выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Большой надзор в банках

20.03.2014Банки (302)
Объем необходимых для открытия расчетного счета документов вырастет в разы. Отчитываться о финансовой деятельности, налогах и даже репутации обязаны будут и все клиенты банков.

Новые требования Банка России, вступающие в силу с 29 марта, — очередной шаг по борьбе против отмывания преступных доходов и финансирования терроризма (такие шаги ЦБ предпринимает с сентября — см. "ДП" № 201 / 2013). Затронут они абсолютно всех корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей.

При открытии расчетного счета помимо учредительных документов компании обязаны будут раскрыть банку планы финансовой и иной деятельности, представить список контрагентов, оценить объемы операций и т. д.

Для подтверждения своей деловой репутации потребуется представить отзывы от иных кредитных организаций или клиентов того же банка. Также в обязательный комплект входят бухгалтерская отчетность, налоговые декларации, справки фискального ведомства об отсутствии недоимки, доказательства факта отправки отчетности в налоговую инспекцию (например, квитанции писем) и другие документы.

У действующих владельцев счетов все эти материалы кредитные организации обязаны будут запросить в течение ближайшего года — в установленные внутренними регламентами сроки актуализации анкеты. Также банки обязаны будут мониторить данные о клиентах как в государственных базах данных, так и в открытых источниках (в том числе в Интернете).

В Ассоциации банков Северо–Запада (АБСЗ) убеждены, что новые требования возлагают на кредитные организации несвойственные им функции. "Мы возражали против их введения, но нам заявили, что банки должны выполнять требования закона", — говорит директор экономико–правового центра АБСЗ Татьяна Утепова.

Ранее, в течение почти 20 лет, банки обязаны были проверять кассовую дисциплину своих клиентов — исследовать платежные ордера, соблюдение лимитов хранения наличности и т. п. Только в 2012 году эта деятельность была признана несвойственной кредитным организациям и дублирующей функции госорганов.

В самих банках обеспокоены ситуацией, но считают новые требования выполнимыми.

"Кредитным организациям в любом случае понадобится найти баланс между тем, как в полном объеме соблюсти указание Банка России, и при этом не отпугнуть клиентов излишней бюрократией", — говорит Наталия Иванова, заместитель председателя правления ОАО "Балтинвестбанк" по работе с корпоративными клиентами.

"При открытии счетов кредитные организации вряд ли будут глубоко копать под новых клиентов, — полагает Александр Тимофеев, советник управляющего филиалом КБ "РусьРегионБанк" в Петербурге. — А вот если они уже обслуживаются в другом банке, то проводится более серьезная проверка — не исключено, что новый счет открывают для проведения однократных сомнительных сделок. Углубленная проверка обычно осуществляется также при открытии счета в целях доступа к кредитным продуктам".

По мнению Татьяны Утеповой, счета не предоставивших документы клиентов должны блокироваться. "Уклоняющиеся от предоставления материалов компании и предприниматели отключаются от дистанционного обслуживания — это вынуждает их явиться в банк. После двукратной попытки провести платеж без предоставления ответа на поставленные вопросы с клиентом, скорее всего, будет расторгнут договор", — поясняет Тимофеев.

Опрошенные "ДП" руководители предприятий оценивают трудоемкость подготовки полного пакета документов для открытия счета минимум в 2 рабочих дня. В масштабах города это выльется в расходы, исчисляемые миллиардами рублей. Бухгалтеры также указывают на многочисленные неясности требований — сколько надо вписывать контрагентов, чьи рекомендации собирать, какой давности акт сверки налогов будет достаточным и т. д. "Лишняя бюрократизация всегда должна быть серьезно оправдана. А то тратится бумага — и березку жалко!" — сетует директор РОО ТК "Текила Данс" Артур Кондраков.

Но многие финансисты видят и положительный аспект новых требований. Например, дополнительные анкеты и отчеты позволят маркетологам банков лучше оценить клиентов и таргетировать коммерческие предложения.