выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Смольный меняет банкиров на православных

06.12.2013Банки (302)
В системе банковского обслуживания Смольного, где главным партнером многие годы выступал банк «Санкт-Петербург», впервые появились новые имена. Как стало известно «Фонтанке», ряд структур правительства города перешли в банк «Пересвет», совладельцем которого является РПЦ. А комитет по госзаказу — один из ключевых правительственных органов, как выяснилось, пользуется услугами СМП Банка. В этой связи кредитная организация братьев Ротенбергов в 2014 году сможет получить во временное пользование от 9 млрд до 15 млрд рублей в качестве обеспечений заявок участников конкурсов.

Сегодня расклад сил в области предоставления банковских услуг Смольному и принадлежащим ему предприятиям выглядит следующим образом. Большинство комитетов и подведомственных им учреждений по-прежнему имеют счета в банке «Санкт-Петербург», в руководстве которого с 2001-го по 2010 год числился сын экс-губернатора Петербурга Сергей Матвиенко. Это сотрудничество складывалось годами, в том числе и при Валентине Матвиенко.

Чуть меньшая часть госструктур сегодня обслуживается в банке ВТБ — это Управление заказчика, КУГИ, комитеты по инвестициям, по энергетике, по строительству, по делам актов гражданского состояния, по вопросам законности, по развитию туризма. Реже правительственные органы пользуются услугами других банков. Так, комитет по развитию транспортной инфраструктуры держит счет в Балтинвестбанке, комитет по труду и занятости — в Сбербанке, дирекция по управлению спортивными сооружениями (подведомственна комитету по физкультуре и спорту) — в Энергомашбанке.

В 2013 году в списке обслуживающих правительственные структуры банков появились новые имена. Как стало известно «Фонтанке», сразу несколько госструктур перешли на обслуживание в банк «Пересвет», совладельцем которого является РПЦ. С начала 2013 года расчетным счетом в этом банке владеет подведомственная КРТИ дирекция транспортного строительства (ранее обслуживалась в Балтинвестбанке), с лета в «Пересвет» перешло подведомственное комитету по транспорту ГУП «Горэлектротранс» (ранее — в банке «Санкт-Петербург»). В середине года принадлежащее Смольному ОАО «Аэропорт Пулково» разместило на год в «Пересвете» 2 млрд рублей, а в августе этого года банк стал победителем заказа аэропорта на размещение на депозите 287 млн рублей сроком на 181 день (ранее в аналогичных тендерах выигрывал все тот же банк «Санкт-Петербург»).

До апреля 2013 года счета структур Смольного, которые проводили конкурсы на освоение бюджетных средств, использовались для размещения на них денежного обеспечения участия в конкурсах. Участники закупок отправляли на счет своего заказчика сумму размером не более 5% начальной цены заказа, которая служит защитой интересов заказчика при уклонении победителя от подписания контракта. По завершении конкурсных процедур (в среднем около месяца) деньги возвращали назад. Сами выполненные работы, как и сейчас, оплачивались со счета комитета финансов городской администрации в Центробанке — в этой области ничего не изменилось.

С апреля все государственные заказы с начальной ценой более 50 млн рублей стал проводить специально созданный для этих целей комитет по госзаказу. Банковский счет, указанный в конкурсных документах в период с апреля по декабрь 2013 года, размещен в банке «Северный морской путь», основными владельцами которого являются Аркадий и Борис Ротенберги. Комитет по госзаказу, таким образом, оказался единственной структурой Смольного, которая пользуется услугами СМП Банка (не считая ГУ ДОДД, самым крупным заказом которого в 2014 году будет нанесение разметки на дорогах за 300 млн рублей). Отметим также, что на обслуживании СМП Банка оказался и комитет по госзаказу Ленобласти. Любопытно, что большинство региональных комитетов по госзаказу для обеспечения заявок используют счета в местных отделениях Центробанка. Даже в Москве и Московской области. В этом смысле Петербург с Ленобластью являются уникальными.

Любопытным штрихом на фоне сотрудничества Смольного и СМП Банка является то, что у братьев Ротенбергов интересы далеко не только банковские. В 2012 году они купили фирму «МТЭР Санкт-Петербург», которая в нынешнем году стала активно участвовать в конкурсах Управления заказчика (по итогам незавершенного года МТЭР заключил с управлением контракты на сумму более 400 млн рублей). В ноябре Борис Ротенберг стал совладельцем ООО «СК «Интарсия», входящего в группу «Интарсия» — видный участник конкурсов администрации губернатора Петербурга. Ходят слухи о планах братьев-предпринимателей купить еще одну крупную петербургскую фирму («Фонтанка» выясняет подробности).

Как следует из конкурсных документов комитета по госзаказу, участники конкурсов для обеспечения заявки должны отправлять деньги на счет СМП Банка. По словам участников рынка, в крупных конкурсах размер обеспечения составляет 5%, а в более редких случаях, когда в заказе участвуют субъекты малого предпринимательства, — 3% и менее.

Изучив бюджет на 2014 год, можно увидеть, сколько денег СМП Банк может получить во временное пользование. Объем АИПа составляет 81,5 млрд рублей, текущий и капитальный ремонт дорог и искусственных сооружений — 8 млрд, содержание дорог — 7,4 млрд. Итого почти 100 млрд рублей. Если брать средний размер обеспечения заявок в 3%, среднее количество участников заказа — три компании, объем денег, которые СМП Банк может получить до востребования, составит 9 млрд рублей. А если отталкиваться от 5%, то все 15 млрд.

Как сообщили «Фонтанке» в одном из банков, кредитные организации, в которых размещены счета госзаказчиков, зарабатывают на предоставляемых им временных деньгах, как правило, несколькими способами. Это предоставление кредитов в счет отрицательного баланса (так называемый овердрафт) и заработок при купле-продаже валюты (валютный своп). Деньги в банке лежат до востребования, и обычно банк может брать в оборот лишь 10 - 20% общей суммы. Поэтому, признаются банкиры, такой заработок много денег не приносит. Исключение составляют крупные заказчики или торговые площадки (которые по договору с госзаказчиками организуют аукционы).

С 2014 года, со вступлением силу федерального закона о контрактной системе (№ 44), основным видом закупки станет конкурс. Он будет касаться всех заказов свыше 150 млн рублей.

Как и сейчас, в следующем году обеспечение заявки должно будет поступать на счет заказчика до вскрытия конвертов с заявками. Игроки рынка опасаются, что в случае если у структур, участвующих в конкурсах, и банка, принимающего обеспечение заявки, одни и те же владельцы, то может возникнуть ситуация, при которой одни из участников получат информацию о своих конкурентах на торгах до вскрытия конвертов. «Заявитель может в любое время отказаться от участия в конкурсе и не подавать заявку — обеспечение будет ему возвращено», — отмечает юрист компании «Качкин и партнеры» Ирина Митина.

Впрочем, в комитете по госзаказу считают эти опасения напрасными. «Вопрос, связанный с разглашением информации о поступивших платежах в качестве обеспечения конкурсных заявок, мы никогда не рассматривали в ключе наличия там каких-либо рисков, что для участников процедуры, что для нас. Опасения здесь явно преувеличены в силу ряда обстоятельств», — говорят в комитете.

Во-первых, существует режим охраны банковской тайны, во-вторых, сведения о поступившем обеспечении поступают в комитет уже после вскрытия конвертов, в-третьих, конкурсную заявку можно представить в момент вскрытия конвертов. Наконец, в-четвертых, главной ценностью (информацией, подлежащей защите) является не то, от кого поступила заявка или обеспечение — зачастую такие сведения и не скрываются самими участниками, говорят в комитете, а «то, что скрыто в конверте, то есть суть самого предложения».

«В отношении какой-либо аффилированности — вступающий в силу 44-й федеральный закон о контрактной системе предполагает дополнительные защитные меры в случае аффилированности. Считаем их достаточными, чтобы опасения предпринимателей были излишними», — убеждены в комитете.

В тексте упоминаются Показать на карте