выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Децентрализация сломает привычные стереотипы

03.10.2008Аренда (1010)
Санкт-Петербург. Если в Москве офисная децентрализация уже давно идет полным ходом, то в Петербурге рынок по-прежнему скептически относится к офисным комплексам формата бизнес-парков.

Санкт-Петербург. Если в Москве офисная децентрализация уже давно идет полным ходом, то в Петербурге рынок по-прежнему скептически относится к офисным комплексам формата бизнес-парков.


Это обусловлено, отчасти, объективными особенностями, московский рынок их либо уже преодолел, либо в силу преимущества своего столичного положения с ними просто не сталкивался.
На пути к децентрализации питерского рынка существуют две основные преграды: неразвитость транспортной инфраструктуры и недостаток «критической массы» крупных и иностранных компаний, для которых размещение в децентрализованных бизнес-парках давно стало нормой. Решение первой проблемы во многом обусловит привлечение крупного бизнеса в Северную столицу. Если сегодня офисная децентрализация в Санкт-Петербурге значительно отстает от Москвы, то при увеличении обеспеченности личным транспортом и появлении представительств крупных международных компаний темпы этого неизбежного процесса в перспективе начнут нарастать.


Эффект домино
Объективные сложности с транспортной доступностью «заземляют» бизнес: компании предпочитают либо оставаться на своих местах, либо размещаться в традиционных комплексах поближе к центру.
В отличие от Москвы, где предпочтение передвигаться на личных автомобилях является важным фактором децентрализации, общественным транспортом в Петербурге пользуется большинство офисных сотрудников.
«При рассмотрении децентрализованного объекта многие наши арендаторы говорят, что проект отличный, все очень качественно, но треть сотрудников просто уйдет, потому что им будет неудобно добираться», - говорит Андрей Косарев, директор стратегического консалтинга петербургского отделения компании Jones Lang LaSalle.
Однако при появлении большого числа автомобилизированных сотрудников проблема становится более острой. Это критичный вопрос как для девелопера, так и для арендатора. «К моменту строительства бизнес-центра транспортная доступность должна либо уже сложиться, либо находиться в состоянии активного развития, - считает Андрей Хитров, директор девелоперской компании EKE, которая в следующем году завершит строительство офисного комплекса «Пулково Скай». - Риски всегда есть, так что мы вынуждены рассматривать этот фактор прежде, чем начинать строить. До расширения КАД некоторые арендаторы не хотели к нам идти, говорили, что кольцевая дорога просто не работает. Сейчас дело обстоит гораздо лучше».
Реалии российского развития таковы, что строительство транспортной инфраструктуры становится совместным проектом властей и девелоперов. Появление застройщика во многом служит толчком для дальнейшей децентрализации.


Ломать стереотипы
Одна из основных причин, почему компании не спешат занимать площади у КАД, связана с их размером.
Уже сегодня понятно, что основной спрос на бизнес-парки замечается либо у крупных иностранных фирм, либо у IT-компаний. Местным же компаниям все еще предстоит сломать стереотипы, что престижно размещаться только в центре города и на набережных. Однако Андрей Косарев уверен, что уже в ближайшие 5 лет Северная столица станет весьма привлекательной именно для крупных западных компаний.
Процесс, по его мнению, двусторонний. С одной стороны, предложение будет становиться более качественным. С другой - федеральные инвестиции, а также перевод органов госвласти и госкорпораций позволят Петербургу реализовать потенциал, который Москва рано или поздно должна будет исчерпать.