выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Малый бизнес - это не те, кто жарит семечки

06.10.2008Бизнес (5669)
Санкт-Петербург. Интервью с Сергеем Борисовым о кризисе, местном законотворчестве и международных перспективах малого бизнеса. Сергей Борисов, президент «ОПОРЫ РОССИИ», член Общественной палаты РФ, считает, что исполнение закона о выкупе помещений как лакмусова бумажка покажет отношение к бизнесу местной власти.

Санкт-Петербург. Интервью Сергей Борисов о кризисе, местном законотворчестве и международных перспективах малого бизнеса.


Сергей Борисов, президент ОПОРЫ РОССИИ, член Общественной палаты РФ, считает, что исполнение закона о выкупе помещений как лакмусова бумажка покажет отношение к бизнесу местной власти.
Сергей Борисов был участником всех последних встреч бизнеса с президентом и премьером РФ и знает, что действительно власть думает о бизнесе. Кроме того, он дает советы предпринимателям, что делать во время кризиса и как попасть на международные рынки.
Кризис - самая острая тема последних недель. Это касается напрямую малого и среднего бизнеса России? К чему, по вашему мнению, готовиться его представителям?
- То, что кризисы случаются в истории различных стран, - это известный факт, важно понять, как построить дамбу, плотину от будущих кризисов. Неумная капитализация компаний, биржевые поводыри, которые ведут эти раздутые фонды в светлое будущее, чтобы получить свои 10-15%. На эти факторы нужно обратить внимание. Мы можем не предусмотреть, когда станем заложниками других экономик. Масштабы кризиса пока еще не известны. Можно прогнозировать уничтожение большого слоя банковского сектора. По-видимому, и малый бизнес будет финансироваться по остаточному принципу. Подорожают и сократятся по своей длительности кредиты. Это разрушит многие бизнес-планы. Но есть целый ряд банков, которые стремятся поддерживать репутацию надежного партнера, такого, который в трудную минуту малый бизнес не бросит. Уверен, они не свернут свои программы, хотя в целом все-таки деньги будут дороже. Однако малый бизнес по природе своей гибок и научится приспосабливаться.
Законодатели приняли в первом чтении закон о малой приватизации помещений, и цифры в законе смехотворны - бизнесу предлагают выкупить по 30 м2 в рассрочку на 2 года на фирму. Что вы думаете по этому поводу?
- Москва, например, просто отказалась от этого закона. Выкупа помещений в столице не будет. Правительство формирует только имущественные фонды, которые станут своеобразными бизнес-инкубаторами. Фиксируется профиль малого предприятия в конкретном помещении, и нельзя, к примеру, закрыть пекарню и открыть здесь бутик. На совещании в Гагарине (в июле этого года) Дмитрий Медведев попросил организовать мониторинг того, как будет выполняться закон. Мы отслеживаем ситуацию по стране. И уже передали первую часть мониторинга в Минэкономразвития и Генпрокурору. Есть очень позитивные примеры. Например, в Чувашии бизнес получил право на приватизацию до 10 тыс. м2 с рассрочкой до 10 лет. Но негативных откликов больше. Исполнение закона о малой приватизации - лакмусова бумажка того, как власть относится к малому бизнесу.
Петербург сначала поддержал закон, но, видимо, потом властям стало как-то жаль раздавать собственность. Принятые нормы - 30 м2 - это абсурд. Это одни из самых низких цифр по России. Нельзя малый бизнес ассоциировать с теми, кто жарит семечки. У вас строится шесть автомобильных заводов. Им понадобится масса комплектующих, которые во всем мире в условиях жесткой конкуренции производит именно малый и средний бизнес. Поэтому зарубежные автомобили такие хорошие. А если полностью делать машины в одном большом ангаре, то получится примитив. Автогигант - это не театр одного актера. Но какое производство возможно на 30 м2?
Торговые зоны - больная тема в Петербурге. Куда деваться малому торговому бизнесу- непонятно. Как дело обстоит с этим в других регионах?
- Торговые зоны закрывают по всей России, это общий тренд. Но чиновники на муниципальном уровне должны быть заинтересованы в росте малого бизнеса. Крупный бизнес уводит капиталы, малый будет все оставлять на конкретной территории. Он уникален по сути, формирует средний класс. Недальновидность властей в этом вопросе ставит под вопрос стабильность регионов. Стричь на овце надо только шерсть, с кожей стричь овцу нельзя. Разорение, разочарование идут вслед за закрытием торговых зон. Это целый шлейф социальных проблем.
Малый бизнес все больше стремится стать международным, выйти на новые рынки. Будетли ОПОРА помогать ему осваивать новые территории?

- Безусловно. Малому бизнесу нужны путеводители по зарубежным рынкам. Во всех развитых странах есть такие стратегии и структуры. Например, JETRO в Японии- это 1600 сотрудников по всему миру, которые помогают ориентироваться японскому бизнесу в чужой стране, мониторят рынок на предмет новых технологий, помогают в продвижении. Стоит эта программа бюджету Японии ежегодно $400 млн. Уже ясно, что система российских торгпредств устарела, оттуда не приходит никаких импульсов, никакой аналитики. Там работают радушные сотрудники, но этого мало. ОПОРА готова подключиться к этой работе. Если правительство доверит.
У вас есть свой бизнес?
- У меня был свой бизнес, это 15 автозаправочных комплексов в Москве и Московской области. Но я вынужден был уйти из этого проекта и не подставлять своих партнеров по бизнесу, потому что стал уязвим, взявшись за общественную деятельность. Один непробитый чек могбы отразиться на имидже ОПОРЫ. Сейчас я поддерживаю несколько проектов в области производства оборудования, но только как акционер. Но не теряю прямой связи с бизнесом.
Где в России малому предпринимательству жить хорошо?
- В Татарстане, где при КАМАЗе создан большой промпарк, в котором работает множество малых предприятий. И они, к слову, готовы поставлять комплектующие и для других автогигантов. Кроме того, неплохо чувствует себя малый бизнес в Оренбургской, Липецкой и в ряде других областей.

На заметку
Что такое ОПОРА РОССИИ и чем она занимается:

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ создана предпринимателями 18 сентября 2002 года.
Основные задачи ОПОРЫ: защита прав и интересов предпринимателей в их спорах с властью и бюрократическим аппаратом, борьба с коррупцией, поддержка престижа предпринимательской деятельности и создание канала обратной связи в отношениях бизнеса и власти.
ОПОРА работает в 80 регионах и объединяет более 330 тыс. человек, которые создают 4,5 млн рабочих мест.
СергейБорисов родился в 1953 г. В 1978 г. окончил Московское Высшее техническое училище им. Баумана. В 1990 г. окончил курс Гарвардской школы бизнеса. В сентябре стал президентом ОПОРЫ РОССИИ. Также является зампредседателя правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства (председатель - первый вице-премьер Игорь Шувалов).

Суть закона о льготной приватизации

Федеральныйзакон о выкупе арендуемых помещений для малого бизнеса (№ 159-ФЗ) вступил в силу 5 августа 2008 года. Закон вызвал многочиленные споры и дискуссии во всех властных структурах. Автором закона выступил петербуржец депутат Госдумы Виктор Плескачевский.

Кстати
Законы продолжают нарушать в большинстве регионов.

34 субъекта Российской Федерации нарушили закон о приватизации помещений по малому бизнесу. Они до принятия местных норм закона продолжали проводить аукционы по продаже помещений.

Цифры
Власть демонстрирует лояльность к бизнесу.

10 тыс. м2 выкупят по льготной схеме предприниматели Приморского края. Это предельный размер выкупаемой площади. Срок рассрочки установлен в 5 лет.

30 м2 предлагают выкупить петербургскому бизнесу по льготной схеме.

В Брянской области планируется разрешить выкуп 2 тыс. м2 на 15 лет, в Тамбовской - 1000 м2 на 3 года.
В Свердловской области - 2 тыс. м2 на 5 лет, в Воронежской - 1,5 тыс. м2 на 5 лет.
Предприниматели считают, что закон принят в целях развития малого и среднего бизнеса, а не для пополнения региональных и муниципальных бюджетов.