выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

СРО оставят за бортом малый бизнес

06.10.2008Бизнес (5669)
Образование саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве по масштабам преобразований будет сравнимо с приватизацией начала 90–х — об этом заявили взбудораженные участники III Съезда строителей Сибири. По их словам, произойдет передел рынка, и уже в 2009 году 25% предприятий уйдут из бизнеса.

Образование саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве по масштабам преобразований будет сравнимо с приватизацией начала 90–х — об этом заявили взбудораженные участники III Съезда строителей Сибири. По их словам, произойдет передел рынка, и уже в 2009 году 25% предприятий уйдут из бизнеса. «Среди них будут и добросовестные малые, и сельские фирмы», — с сожалением констатируют руководители регионов, называя закон о СРО «вредным».


В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», а также 148 ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22 июля 2008 года для получения статуса СРО необходимо соответствовать таким критериям: численность членов организации должна составлять не менее 100 компаний, обязательно наличие компенсационного фонда (членский взнос — от 0,3 до 1 млн руб. и выше). Статус СРО предполагает также разработку и утверждение обязательных стандартов и правил для ее членов.


Закон определяет внутреннюю структуру СРО, в том числе обязательное наличие ревизионного, контролирующего и дисциплинарного органов и при необходимости даже введение третейского суда, органов по подготовке кадров и проведению аттестации. До 2009 года компании могут вступить в СРО только при наличии действующей строительной лицензии, с 1 января 2009 года можно стать членом СРО строителей и без лицензии.


Строители созрели для саморегулирования


Делегаты III Съезда строителей Сибири, проходившего 25–26 сентября в Белокурихе, высказывали зачастую полярные мнения о новом законе о СРО, однако все согласились с необходимостью перемен. «Бизнесу впервые предоставили право контролировать строительный рынок собственными силами, то есть заменить собой государственный инструмент — лицензирование. Статус СРО предусматривает также дополнительную имущественную ответственность перед третьими лицами. Этого закона ждали. В целом он был принят деловым сообществом позитивно», — подчеркивает президент Союза строителей Сибири Михаил Фокин.


С коллегой согласился министр строительства и архитектуры Красноярского края Николай Глушков: «Переход на саморегулирование — это всего лишь формализация процессов, которые объективно происходят в строительстве. Создание СРО приведет к переделу строительного рынка, результаты этого сравнимы только с приватизацией начала 90–х — это был первый этап перехода к рыночной экономике. Второй этап интеграции — передача функций контроля и регулирования государством непосредственно строительному бизнесу».


Принцип саморегулирования нашел одобрение и со стороны научных кругов. «У нас нет опыта работы саморегулирования в строительстве. Тем не менее в законе о СРО больше плюсов, чем минусов, а если говорить о поправках, то с тем, что они необходимы, согласны все», — считает декан строительного факультета Иркутского государственного технического университета Виктор Чупин.


Президент Российского союза строителей Виктор Забелин пророчит саморегулируемым организациям большое будущее: «Когда СРО начнут действовать, они выявят массу возможностей по работе с государственными органами. Появятся дополнительные рычаги влияния на участников строительного бизнеса. Задача состоит в том, чтобы строители стали более честными в отношении заказчиков, чтобы строили качественнее.


У нас в строительном комплексе есть здоровые силы: бизнесмены сегодня выросли, они готовы работать на европейском уровне».
На съезде отмечалось, что саморегулирование позволит «почистить» рынок. «На территории СФО зарегистрированы 21 692 строительных фирмы, не считая проектировщиков и изыскателей, из которых реально действует менее половины. В Красноярском крае выдано 3825 лицензий, а работает 1200 предприятий; в Новосибирской области лицензировано 4872 предприятия, действует только 1800. Эффективно управлять таким количеством компаний просто невозможно. Саморегулирование приведет рынок в порядок, очистит его от балласта. По прогнозам, к июню 2009 года с рынка уйдут около 25% компаний, имеющих строительные лицензии», — отмечает Николай Глушков.


По мнению участников съезда, саморегулирование приведет к укрупнению бизнеса, и, как отметил Виктор Забелин, с рынка уйдут мелкие строительные компании: «Около 120 тыс. фирм сегодня представлены на строительном рынке России. В 90% из них число рабочих — менее 100, и только 10% считаются крупными организациями. Наш малый бизнес — полуподпольный, он не участвует ни в каких организациях, чтобы нигде не платить денег. Он хочет спокойно работать: купить лицензию и платить налогов поменьше, и все».


Большие трудности малого бизнеса


Однако за малый бизнес вступились руководители регионов. Если в сибирских столицах строительство осуществляется крупными компаниями, то в сельской местности работают только небольшие предприятия. При данной нормативно-правовой базе последние не смогут осуществлять свою деятельность. Вице-губернатор Алтайского края Яков Ишутин назвал закон о СРО «абсолютно вредным», а вступительный взнос — неподъемным для сельских фирм. «Он погубит практически 70% строительных организаций малого и среднего бизнеса Алтайского края. В крае 60 районов, где сейчас, слава Богу, начали осуществляться кое-какие работы, — подчеркнул вице-губернатор. — Сегодня руководство региона при строительстве социальных объектов в рамках инвестиционной программы с трудом подбирает генеральных подрядчиков. Закон о СРО может сделать эту задачу практически невыполнимой. Для малой сельской строительной организации миллион — это большие деньги, и она никогда их не найдет, чтобы войти в СРО. У маленьких компаний и объемов таких не получается! Что с ними делать? Сегодня нет Министерства строительства, Минрегионразвития от нас отказывается — кому мы тогда нужны? Для чего этот закон сделан? Если мы говорим, стучимся, а нас игнорируют, тогда нужно — камнем в окно, тогда, может, и услышат!».


Александр Карлин также поддержал малый бизнес, но в менее резкой форме. «Необходимо найти баланс интересов крупных строительных холдингов и предприятий малого и среднего бизнеса. В первую очередь это касается сельских строителей, большинство из которых осуществляет свою деятельность в форме малых предприятий. Для значительной части из них условия вхождения в СРО неосуществимы в силу малых объемов работ, которые выполняются подрядным способом. В связи с этим может возникнуть ситуация, когда весь стройкомплекс сосредоточится в столицах субъектов РФ и крупных городах. Я думаю, что мы этого не допустим и сделаем все для того, чтобы эта отрасль была полноценной и представленной по всей территории региона. Эту политику должны поддерживать мои коллеги в других субъектах Российской Федерации и Сибирского федерального округа», — подчеркнул губернатор.


«Нужен ряд поправок в этот закон, чтобы оставить здоровую часть малого бизнеса, которая участвует в работе. Без малого бизнеса нельзя обойтись, и поэтому мы должны внести изменения — возможно, это будут пониженные ставки взносов в компенсационный фонд, меньшие ставки вступительных взносов», — констатировал Виктор Забелин.


Дело в том, что закон получился непродуманным, лежит, по мнению делегатов съезда, на государственных исполнительных и законодательных органах. Цитируя заместителя руководителя Министерства регионального развития Сергея Круглика, Александр Карлин сказал: «Мы совершили несколько необдуманных действий, в этой части закон получился несколько иным, чем мы предполагали, — придется поправлять».


По мнению Михаила Фокина, недостаточная проработка закона связана с упразднением Росстроя: «К сожалению, практикуемая в России смена органов управления является одной из причин того состояния нормативно-правовой базы строительства, которое мы имеем сегодня. В Минрегионе строительная отрасль не нужна никому, строительным комплексом министерство заниматься либо не может, либо у него не хватает на это сил».


Президент группы компаний «Стройсервис» (Иркутск) Андрей Ше Ган Сик также отмечает плодотворную работу съезда по разработке поправок в закон о СРО: «Мы примем резолюцию, в которой будут указаны наши предложения, а окончательное решение о принятии поправок в закон о СРО примут правительство и Государственная дума».