выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Банковские офисы меняют формат

03.08.2015Банки (302)
С ростом проникновения Интернета и банковских услуг, развитием финансовой грамотности роль дистанционных каналов банковского обслуживания будет повышаться, а отделения будут превращаться в финансовые супермаркеты, где клиенты смогут получить разные услуги в одном месте.

В 2011–2013 годах, когда экономика была на подъеме и потребительское кредитование активно развивалось, банки массово открывали отделения по всей стране. В Петербурге за это время объем кредитования частных клиентов вырос вдвое, а число офисов увеличилось на 12 %. И это было оправданно. Масштаб спроса на кредиты был таков, что без большого количества отделений его просто невозможно было удовлетворить. Сейчас экономика в рецессии. Это негативно влияет на динамику розничного кредитования. С одной стороны, люди меньше берут кредиты, поскольку их доходы сокращаются, потребительский спрос уменьшается. С другой стороны, банки стали очень жестко подходить к отбору заемщиков, предпочитая сохранять фокус на качестве портфеля. Поэтому кредит в наше время получить не так уж и просто. В текущем году динамика выдачи кредитов в целом по Петербургу была отрицательной, объем кредитования физлиц по сравнению с 2014 годом снизился на 35–40 %.

В этой ситуации банкам не нужно столько отделений, как раньше. Их число сокращается. В нашем городе за последние 18 месяцев стало на 11 % меньше банковских офисов, и тенденция, скорее всего, будет продолжаться. Сейчас банкам предоставляется хорошая возможность для того, чтобы усовершенствовать свой бизнес — заняться развитием дистанционных каналов продаж и переосмыслением роли офисов в банковском деле. На мой взгляд, отделения меняют свою функцию и становятся больше пунктами приема депозитов, консультационными центрами и финансовыми супермаркетами, чем каналом выдачи кредитов и погашения платежей. Объем оплаты кредитов через сайт по карте любого банка растет у нас на 30–40 % ежемесячно. Для того чтобы узнать информацию по своему кредиту, больше не нужно ходить в офис или звонить в call–центр. Это можно сделать в кредитном кабинете на сайте банка.

Монополия отделений на выдачу кредитов тоже будет сокращаться. Сейчас активно используется сервис курьерской доставки банковских продуктов. Обычно с курьером доставляют кредитную карту, а «Хоум Кредит» в рамках проекта «ТАКСИ–Кредит» доставляет POS– кредиты. Сейчас этот сервис работает в магазинах–партнерах, которых у нас около 90 тыс. по всей стране. Вскоре мы начнем доставлять также кредиты наличными, и клиенты смогут вызывать курьера с кредитом на дом или в офис. С ростом проникновения Интернета и банковских услуг, развитием финансовой грамотности роль дистанционных каналов банковского обслуживания будет повышаться, а отделения будут превращаться в финансовые супермаркеты, где клиенты смогут получить разные услуги в одном месте. Например, уже сейчас у нас растут объемы продаж небанковских продуктов — коробочного страхования, юридических услуг и прочего. На снижающемся портфеле мы смогли сохранить объем наших комиссионных доходов в первом полугодии 2015 года по сравнению с прошлым годом на уровне 921 млн рублей. Подчеркну, речь не идет об отказе от банковских отделений, мы говорим об изменении их функционала и развитии других каналов обслуживания клиентов.

Автор: Тимофей Шаров
Источник:Деловой Петербург, "Банковские офисы меняют формат", 03.08.2015