рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
На работу как домой
Большая часть коммерческих помещений, расположенных на первых этажах жилых зданий, сдается под торговлю. Однако есть ряд компаний, которым важно непосредственное общение с клиентами, поэтому они арендуют под офисы помещения в жилых домах. По оценкам экспертов, офисы занимают 20–40 % всех встроенных помещений. Такой диапазон связан с тем, что не всегда легко определить — выполняет помещение функции офиса или места, где ведется торговля, предоставляются услуги, как, например, в туристических фирмах.
«Помещения на первых этажах домов арендуют под офисы компании, у которых есть потребность в определенной автономии и в легком доступе в помещение для клиентов: для этого нужен отдельный вход», — отмечает директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт–Петербурге Михаил Рожко. При этом вход в офис зачастую расположен во дворе, так как это существенно снижает стоимость аренды. Среди арендаторов первых этажей чаще всего встречаются турфирмы, риелторские агентства и офисы застройщиков, банки, страховые и полиграфические компании, медицинские центры и т. п. Преимущественно все офисные помещения, расположенные на первых этажах зданий, находятся в центре города, на Невском пр. и прилегающих к нему улицах. Это связано с тем, что такие офисы особенно клиентоориентированы, то есть рассчитаны на посетителей «с улицы». По словам вице–президента по управлению коммерческой недвижимостью Агентства развития и исследований в недвижимости «АРИН» Екатерины Лапиной, повышенным спросом у арендаторов и покупателей пользуются встроенные помещения, расположенные на пешеходных улицах. Первые этажи здесь, как правило, заняты объектами торговли и общепита, а вторые — офисами.
Как правило, помещения на первых этажах под офисы арендуются — только 30– 35 % находится в собственности. При этом, как отмечает руководитель направления стрит–ретейла компании JLL в Петербурге Анна Лапченко, предлагаются в аренду такие помещения, как правило, с ремонтом, поскольку это основополагающий фактор для арендаторов офисов: им важно заехать в уже отремонтированное и адаптированное помещение, готовое к эксплуатации. Спросом пользуются небольшие помещения площадью не более 150 м2. «Чаще берут 60–90 м2, переделанные из бывших квартир и переведенные в нежилой фонд», — говорит Михаил Рожко. «В случае аренды большей площади (от 200 м2) стоимость аренды получается очень высокая — дешевле и эффективнее выбрать помещение в бизнес–центре», — считает Анна Лапченко.
В АРИН отмечают, что предложение встроенных офисных помещений на вторичном рынке ограничено и неоднородно. Встроенная офисная недвижимость, как и торговая, тяготеет к центру города. В мае 2015 года доля сдаваемых в аренду и выставленных на продажу встроенных офисов, расположенных в центральных районах Петербурга (Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском, Центральном), составила 65 %. В удаленных от центра районах (Выборгском, Калининском, Кировском, Московском, Красногвардейском, Невском, Приморском, Фрунзенском) предлагалось к аренде и продаже около 25 % встроенных офисных помещений. В остальных районах города объем предложения составляет около 10 %. Расположение и транспортная доступность являются главными ценообразующими факторами для офисов на первых этажах, поэтому дороже всего продаются и сдаются помещения в центральных районах. По данным АРИН, арендные ставки здесь составляют в среднем 1100 рублей за 1 м2, а самые дорогие сдаются за 1800 рублей за 1 м2 в месяц. В удаленных от центра районах арендные ставки составляют в среднем 800 рублей за 1 м2. Что касается цены продажи, то в центре она составляет в среднем 160 тыс. рублей за 1 м2, а в удаленных районах — 85 тыс. рублей за 1 м2. В связи со сложной экономической ситуацией рынок встроенных помещений переживает непростые времена: спрос упал, предложение, соответственно, увеличилось. Арендодатели вынуждены были пересматривать действующие договоры и снижать ставки на 10–20 %. Плюсом помещений на первых этажах при этом, по словам Анны Лапченко, является то, что офис легко может стать магазином и наоборот.