рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Квартирное нотариальное обременение
Эксперимент станет компромиссным вариантом решения давнего спора по так называемому нотариальному сопровождению сделок с недвижимостью.Вернуть себе контроль за рынком недвижимости нотариальное сообщество пытается уже много лет. Некоторые эксперты считают, что это связано с тем, что сегодня основной доход нотариусам приносят услуги по заверению копий и подписей, но внедрение принципа «одного окна» при предоставлении госуслуг и широкое использование электронных подписей снижает рентабельность нотариального «бизнеса».
В Федеральной нотариальной палате (ФНП) говорят о защите простых граждан. В пример традиционно приводится Франция, в которой «бабушек из-за квартир не убивают».
До сих пор парламентарии отклоняли все законопроекты о восстановлении отмененной в 1998 году обязательной нотариальной формы сделки с недвижимостью. Соответствующая норма была почти в последний момент исключена и из поправок в Гражданский кодекс РФ, внесенных главой государства и одобренных в первом чтении. Причем советник президента России Вениамин Яковлев даже не отрицает, что решение об этом было принято непосредственно Владимиром Путиным. «Он выслушал нас, но выслушал и наших оппонентов. И сказал – давайте продолжим работу», – заявил Вениамин Яковлев «Фонтанке».
О планах проведения в 13 субъектах Федерации нового эксперимента на минувшей неделе заявила президент ФНП Мария Сазонова. По ее словам, соответствующий проект уже одобрен премьер-министром Дмитрием Медведевым, сейчас проходит согласование условий и урегулирование ряда организационных и технических вопросов.По замыслу ФНП, уже с 1 февраля продать квартиру в Северной столице и Ленинградской области можно только обратившись к нотариусу, который, проверив все обстоятельства и условия, удостоверит договор.
Отметим, однако, что даже опрошенные «Фонтанкой» нотариусы сомневаются в реалистичности такого проекта. «Я не знаю, как это может быть реализовано в отдельно взятых субъектах Федерации. Без внесения изменений в Гражданский кодекс РФ вводить обязательную форму нельзя. Очень сомневаюсь, что такой закон как минимум в этом году будет принят», – заявил журналисту «Фонтанки» президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Петр Герасименко.
Кроме того, есть сомнения в том, что инициативу ФНП в итоге поддержат в Госдуме. По крайней мере, председатель профильного комитета федерального парламента Павел Крашенников не понимает, зачем нотариус нужен при заключении договора купли-продажи недвижимости между юридическими лицами. А нотариальная форма сделок с жильем с участием граждан, по его мнению, может стать обязательной только при условии введения разумных тарифов.
Пока же законность установленных на услуги нотариусов цен вызывает сомнения. Формально за удостоверение договора купли-продажи (ныне не обязательное) взимается от 0,5 до 1 процента стоимости объекта (с близкими родственниками – 0,3 процента). Но на практике расходы на услуги нотариуса могут оказаться в несколько раз выше – подготовленный клиентом или его юристом договор и другие документы часто заставляют переделывать. За их подготовку, равно как и оформление самой сделки, нужно доплачивать (до 10 тысяч рублей). Конституционный суд России признал такую практику незаконной, но это не слишком повлияло на ее использование.
По данным Росреестра, ежегодно в Северной столице совершается до 300 тысяч сделок с жилой недвижимостью. При средней стоимости квартиры в 4-5 млн рублей, дополнительные расходы участников сделки на нотариуса составят 40-50 тысяч рублей, что дает лишние 15 миллионов рублей дохода петербургским нотариусам.
Президент ФНП Мария Сазонова говорит, что тарифы нотариусов многократно ниже взимаемых риелторами комиссионных, достигающих, по ее словам, 15 процентов от суммы сделки. У специалистов рынка недвижимости такое сравнение вызывает удивление. «Одно дело – нотариальное удостоверение сделки, и совсем другое – услуги серьезной риелторской компании. Последние включают в себя существенный спектр услуг, которых нотариус, само собой, не оказывает. Тем более, что простых сделок на вторичном рынке сейчас практически нет: почти каждая вторая – с участием ипотеки, при этом могут быть задействованы еще и субсидии, «цепочки» и так далее», – говорит Сергей Дроздов, генеральный директор агентства «Петербургская недвижимость». Средний размер комиссии риелторских компаний, по его словам, составляет 3-4 процента.
Однако, по мнению Марии Сазоновой, преимущества нотариального сопровождения рынка недвижимости очевидны и без эксперимента. «Судебная статистика показывает, что отсутствие нотариально оформленных сделок резко увеличивает мошенничество с жильем. Ежегодно в судах общей юрисдикции рассматривается свыше 85 тысяч дел, связанных с мошенничеством в сфере недвижимости. А сколько еще правонарушений в этой сфере остается в тени?» – убеждена президент Федеральной нотариальной палаты.
Нельзя не отметить, что во Франции, о практике которой часто говорят российские частнопрактикующие служители юстиции, ответственность нотариуса наступает вне зависимости от его вины. Тем самым гарантируется защита потребителей. В России ситуация ровно противоположная: только в Санкт-Петербурге суды ежегодно признают незаконными десятки удостоверенных нотариусами сделок, совершенных от имени умерших собственников, с подделкой подписей и так далее. Причем частнопрактикующие служители юстиции почти всегда утверждают, что они не виноваты, а потому и не должны возмещать ущерб.
Между тем, по словам Петра Герасименко, сегодня примерно 35-37 процентов сделок с жилой недвижимостью на вторичном рынке Северной столицы и так совершается через нотариуса. Поэтому более актуальным, нежели эксперимент, он считает уже принятый Госдумой и одобренный сенаторами закон, делегирующий нотариусам большие преференции по оформлению сделок с недвижимостью. В случаях, когда граждане сами обращаются к нему, нотариус вправе не только оформить договор, но и представить документы в органы Росреестра, который обязан зарегистрировать сделку в течение пяти рабочих дней. Таким образом, клиенты освобождаются от необходимости стоять в очередях и ждать месяц. Новая услуга, которую нотариусы будут предоставлять уже с 1 февраля, обойдется всего в тысячу рублей. «Думаю, что с принятием этого закона необходимость проведения эксперимента отпадет», – уверен Петр Герасименко.