выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Рейдерство невозможно без участия представителей власти

12.08.2008Власть (667)
Рейдеры идут на прямое нарушение закона. Собственник общества меняется по поддельным документам. Налоговые органы регистрируют смену собственника, а имущество с общества выводится на добросовестных приобретателей. Причем благодаря коррупции в государственных органах весь этот процесс может занять у рейдеров всего несколько дней.

Рейдеры идут на прямое нарушение закона. Собственник общества меняется по поддельным документам. Налоговые органы регистрируют смену собственника, а имущество с общества выводится на добросовестных приобретателей. Причем благодаря коррупции в государственных органах весь этот процесс может занять у рейдеров всего несколько дней!


Рейдерство – поглощение предприятия против воли его собственника или руководителя. Сейчас эта тема находится в центре внимания и порождает множество дискуссий. С одной стороны, казалось бы, что плохого в том, что эффективный собственник захватывает предприятие, которое не смог удержать за собой собственник неэффективный. Однако на эту проблему можно посмотреть иначе. Если в стране само понятие собственности является условным, то нет и смысла говорить об инвестициях в нее. Более того, в этом случае кажется вполне логичным, что люди выводят свои деньги за рубеж, ведь они понимают, что в любой момент их собственность может быть отобрана. Не так давно о проблеме рейдерства заговорили уже на самом высоком уровне. Так, н а 11 августа у Президента Дмитрия Медведева запланировано совещание, посвященное этой проблеме. Предполагается, что эта тема станет ключевой в плане борьбы Президента с коррупцией.


Об опасностях рейдерства для российского малого и среднего бизнеса рассуждает Алексей Даутов, член экспертного совета «ОПОРЫ РОССИИ»:


  - Сегодня на законодательном уровне понятие «рейдерство» отсутствует, и потому складывается ложное впечатление, что каждый участник корпоративного конфликта является рейдером. Между тем, рейдерство - это действия, направленные на захват какого-либо актива, действия, имеющие противозаконный характер (например, подделка документов, участие лоббистского ресурса, коррупция).


В большинстве случаев рейдерство невозможно без участия в «проекте» в том или ином виде кого-то из представителей власти: правоохранительных органов либо чиновников. Поэтому у нас в России рейдерство и коррупция сейчас стали терминами-близнецами.


- Насколько серьезной является проблема рейдерства для малого бизнеса?


- На мой взгляд, захват малого бизнеса отличается большей беспринципностью и простотой применяемых инструментов. Зачастую бизнес просто отбирают. При этом рейдеры не прибегают к сложным приемам по скупке акций, оспаривания решений собрания и т.п. Захватывают предприятия, имеющие и одного 100% собственника.


Рейдеры идут на прямое нарушение закона. Собственник общества меняется по поддельным документам. Налоговые органы, не обладающие ни правами, ни обязанностями по проверке документов, регистрируют смену собственника, а имущество с общества выводится на добросовестных приобретателей. Причем благодаря коррупции в государственных органах весь этот процесс может занять у рейдеров всего несколько дней!


Захват малого бизнеса идет своего рода пластами, когда объектом атаки становится ряд однотипных объектов в одном районе. Это в свою очередь вызывает цепную психологическую реакцию у владельцев, которые узнают, что бизнеса лишились их соседи. После этого, понимая свою уязвимость, они идут на сделку с захватчиками, продавая свои активы по заниженной стоимости.


- Однако очень часто малый и средний бизнес имеет существенные недостатки в том, что касается юридического оформления. Не является ли это дополнительным козырем для рейдеров?


- Безусловно, следует признать, что эта проблема существует. Некачественно составляются учредительные документы, протоколы собраний, договоры. Собственники не всегда уделяют должное внимание порядку приобретения долей и акций.


Очень часто бывают такие ситуации, когда общество приобретается покупателем, но при этом имеет в своем составе умерших акционеров и участников без соблюдения должного порядка распоряжения наследственным имуществом.


Однако, учитывая особенности захвата малого бизнеса, все-таки не эти недостатки являются основной причиной его потери. Рейдеров, захватывающих предприятие по поддельным документам, мало интересуют особенности устава предприятия.


К тому же, следует помнить, что собственник малого бизнеса, как правило, не располагает достаточными финансовыми и временными ресурсами для ведения длительных тяжб и разбирательств, соответственно, необходимо разработать для него максимально эффективные и короткие пути обращения за защитой своих прав по всем структурам власти. При этом важно не допустить обращения подобных изменений против самих предпринимателей.


- Как сегодня можно бороться с рейдерством и в каком регионе такая борьба является наиболее эффективной?


- Лидерами по борьбе с рейдерством стали города, где это явление приняло особый размах - Санкт-Петербург и Москва. В Петербурге в 2006 году была создана специальная антирейдерская комиссия при губернаторе, а затем еще несколько подобных комиссий. В Москве эти функции взяло на себя управление по экономической безопасности при правительстве Москвы под руководством Александра Корсака.


Сейчас уже можно говорить о том, что такого рода антирейдерские комиссии сработали хорошо. Множество попыток рейдерства было предотвращено именно с их помощью. Были арестованы десятки человек, которые составляли организованные рейдерские группировки. Резко пошло на спад количество захватов, и известные в прошлом «рейдерские» компании, такие как, например «РОСБИЛДИНГ», сочли за благо перейти к белым инвестициям.


В этой связи можно надеяться, что создание органа, работающего по принципу «одного окна» (имеется в виду идея создания «антирейдерского» Координационного центра при Президенте России – OPEC.ru.) будет серьезным подспорьем для малого бизнеса, который не имеет средств и времени для того чтобы разбираться в хитросплетениях юридических вопросов и бюрократических дебрях. Даже если это поможет 1 из 10 обратившихся предпринимателей, это уже будет лучше, чем если бы такой помощи не было вовсе.