выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Шаги навстречу

22.08.2008Бизнес (5669)
Нижегородская область. Президент Дмитрий Медведев призвал региональные правительства сосредоточиться на развитии предпринимательства, а именно - повысить к 2015 г. его долю в ВВП с 17 до 50%. Каким образом власти городов и районов области могут инициировать у себя развитие малого бизнеса?

Приглашение участвовать в обсуждении приняли представители 14 муниципальных образований области. Дискуссию, которая состоялась в Нижегородском бизнес-инкубаторе, вела гендиректор ЗАО ТМ-Сервис Юлия Крузе. От областного министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг в разговоре приняли участие первый замминистра Алексей Поликашин и начальник отдела программ развития малого предпринимательства Сергей Стешов.


В каждом районе своя специфика, поэтому и формы поддержки малого бизнеса разные. Интересен опыт Варнавинского района, где местная администрация легализовала пассажирские перевозки частных извозчиков. Ей удалось убедить участников теневого таксомоторного рынка в пользе трудового предпринимательского стажа и обеспечить безопасность перевозок. В итоге перевозчики зарегистрировались, платят налоги, получили право кредитоваться. Часть субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) обеспечены работой по соглашению администрации района о социальном партнерстве с крупным бизнесом.


Государство пытается снизить административное давление на бизнес, облегчить регистрацию предпринимателей и юридических лиц, упростить лицензирование отдельных видов деятельности, освободить малый бизнес от излишнего контроля. При этом оно готово советоваться с бизнесом, учитывать его мнение. При региональных прокуратурах создаются общественные советы как консультативные совещательные органы. И то, что концепцию развития предпринимательства в нашей области разрабатывают не только чиновники, но и сами предприниматели, тоже добрый знак. Конкурсы на разработку Концепции развития малого и среднего предпринимательства Нижегородской области до 2020 г. и закона О мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса Нижегородской области выиграли ООО Управляющая компания ТМ-Сервис и ЗАО ТМ-Сервис. Важно, чтобы концепция оказалась жизнеспособной и соответствовала экономической стратегии области.


Над чем подумать


Замглавы Сарова Валерий Зоря предложил выделять землю под инновационные проекты, так как на аукционе малому бизнесу ее не укупить. Еще проблема нехватка в малом бизнесе менеджеров и руководителей проектов. Саровскими инноваторами разработана оригинальная светящаяся пленка, востребованная в спортивном бизнесе, но деньги на организацию производства инвесторы выделять не спешат. Покажите, говорят они, менеджера, который будет управлять финансами, продвигать проект и т. д. Не хватает и конструкторов, способных довести опытную модель до серии. Поэтому важным направлением поддержки должно стать обучение предпринимателей-инноваторов.


Нужны и нормативные акты, позволяющие развивать инфраструктуру поддержки предпринимательства. С моделью бизнес-инкубатора, например, в форме муниципального учреждения не согласна прокуратура, так же как и с формой автономной некоммерческой организации. В июле 2008 г. президент РФ подписал закон о возможности выделения земли СМСП без конкурса, но как совместить этот закон с ФЗ № 94? Минфину дано задание уменьшить количество муниципальных служащих. Но как тогда быть с дополнительно создаваемыми рабочими местами в центрах поддержки предпринимательства?


Отчасти неразрешимы пока и информационные вопросы. По-прежнему остра проблема с получением разрешения или согласования торгового места. Представители Дзержинска рассказали, что с ними спорили и прокуратура, и ФАС, и даже собственное правовое управление, но иного способа создать информационную базу торговых предприятий на территории города они не нашли. Выдача свидетельств уже отменена, но с 1 августа издано новое постановление о записи в реестр. Дзержинцы долго ждали, что в законе о торговле будет разрешено ведение этих реестров, выдачи местными органами чего-то другого, но ничего не дождались.


А ситуации бывают трудные. По словам главы администрации Спасского района Владимира Евдокимова, по официальным данным у них 150 мелких сельхозпредприятий, а по неофициальным 300. В районе 10 крупных сельхозпредприятий. Спрос на земли сельхозназначения большой, нет отбоя от инвесторов. Среди частных хозяйств большая конкуренция. Они имеют по 100300 га земли. А сколько у них работает людей? Трудно подчас разобраться и с тем, у кого сколько земли. Частный инвестор эту информацию порой скрывает. Поэтому многие участники встречи рекомендовали вменить в обязанность СМСП уведомлять о своем создании местные власти кто пришел, юридический адрес, вид деятельности, численность. Конечно, кто-то получает информацию по ИП из налоговых органов, но без предварительной информации отнести юридические лица к СМСП сложно.


Тот же Валерий Зоря заметил: Состояние вещей мы знаем только путем пересчета. У нас статистики нет. А ведущий специалист отдела экономики и прогнозирования администрации Сокольского района Татьяна Корпачева назвала метод сбора информации методом наблюдения: реестр СМСП ведется по принципу что вижу, то и пишу. Сергей Стешов пояснил, что ФЗ № 209 предусматривает сплошные статисследования один раз в пять лет. Однако сейчас в отчетности отсутствуют микропредприятия, а их 6070% от всего количества СМСП.


Производство во главу угла


Важный вопрос затронула и сама Юлия Крузе. Поскольку в каждом районе принята программа развития производительных сил, нужно ли вносить в нее дополнения, которые касаются именно развития МСБ, или это должна быть отдельная программа?


По мнению замглавы администрации Большемурашкинского района Романа Даранова, программа развития производительных сил, по сути, и есть программа развития малого предпринимательства. Плюсом к ней есть и отдельная программа развития предпринимательства, которая решает вопросы по созданию рабочих мест и реализации программы развития производительных сил. В первую очередь это компенсация ставки по кредиту, создание Центра развития предпринимательства. Но не решен вопрос с финансированием. Нужно дать районам полномочия в возможности использования целевых бюджетных средств.


Он же высказался и по поводу приоритетов. В нашем районе, как и в области, приоритетно развитие секторов с наибольшей добавленной стоимостью, то есть производство. Но если посмотреть на федеральном уровне, то уже три года ЕНВД не только не повышается для тех, кто занимается торговлей, но и уменьшается, для них вводится патентная система. Все это поддержка торговли, а про обрабатывающее производство ни слова. Острой проблемой, по мнению Даранова, стало получение разрешения на подключение к энергосетям. Предприниматели, развивающие энергоемкое производство, ходят за бумагами по полгода, и стоят эти бумаги миллионы. А как развивать производство при росте цен не электроэнергию? На областном уровне обязательно должна быть поддержка производства.


Что в центре


Своя специфика и в районных структурах поддержки предпринимательства. В некоторых из них сделан акцент на оказание офисных услуг, в других на бизнес-консалтинг. По мнению директора тоншаевского Фонда поддержки предпринимательства Анатолия Втюрина, общим для всех являются микрозаймы. Сейчас в банках получить на месяц-другой 300 000 руб. на кассовый разрыв невозможно, так как банки не заинтересованы в столь коротких кредитах. Поэтому центры поддержки нужны для выдачи коротких денег.


Нелегко получить сегодня заем под муниципальные гарантии. Если предпринимателю не будут помогать экономическая и финансовая служба администрации, документы практически не собрать.


Вопросы финансирования на встрече поднимались не раз. Сергей Стешов объяснил, что они разрешимы. Положения о софинансировании должны быть включены в программы развития СМСП, и тогда через эти программы можно будет финансировать центры из областного бюджета. Субсидирование на 2009 г. заложено и на подключение к энергосетям вновь вводимых объектов.


В 2009 г. на конкурсной основе будут определены районы, которые получат софинансирование на развитие СМСП. Если, скажем, район выделит 100 000 руб., то получит 200 000 руб. из областного бюджета и 400 000 руб. из федерального.


Программы развития СМСП есть в каждом районе, но подчас они формальны и имеют декларативный характер, подчеркнул Стешов. Осознание того, что государство всерьез озабочено развитием предпринимательства как основы своего экономического роста, приходит не сразу. Те районы, которые уже взялись за дело, окажутся конкурентоспособнее.

Источник:БиржаРу, "Шаги навстречу ", 22.08.2008