рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Шаги навстречу
Приглашение участвовать в обсуждении приняли представители 14 муниципальных образований области. Дискуссию, которая состоялась в Нижегородском бизнес-инкубаторе, вела гендиректор ЗАО ТМ-Сервис Юлия Крузе. От областного министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг в разговоре приняли участие первый замминистра Алексей Поликашин и начальник отдела программ развития малого предпринимательства Сергей Стешов.
В каждом районе своя специфика, поэтому и формы поддержки малого бизнеса разные. Интересен опыт Варнавинского района, где местная администрация легализовала пассажирские перевозки частных извозчиков. Ей удалось убедить участников теневого таксомоторного рынка в пользе трудового предпринимательского стажа и обеспечить безопасность перевозок. В итоге перевозчики зарегистрировались, платят налоги, получили право кредитоваться. Часть субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) обеспечены работой по соглашению администрации района о социальном партнерстве с крупным бизнесом.
Государство пытается снизить административное давление на бизнес, облегчить регистрацию предпринимателей и юридических лиц, упростить лицензирование отдельных видов деятельности, освободить малый бизнес от излишнего контроля. При этом оно готово советоваться с бизнесом, учитывать его мнение. При региональных прокуратурах создаются общественные советы как консультативные совещательные органы. И то, что концепцию развития предпринимательства в нашей области разрабатывают не только чиновники, но и сами предприниматели, тоже добрый знак. Конкурсы на разработку Концепции развития малого и среднего предпринимательства Нижегородской области до 2020 г. и закона О мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса Нижегородской области выиграли ООО Управляющая компания ТМ-Сервис и ЗАО ТМ-Сервис. Важно, чтобы концепция оказалась жизнеспособной и соответствовала экономической стратегии области.
Над чем подумать
Замглавы Сарова Валерий Зоря предложил выделять землю под инновационные проекты, так как на аукционе малому бизнесу ее не укупить. Еще проблема нехватка в малом бизнесе менеджеров и руководителей проектов. Саровскими инноваторами разработана оригинальная светящаяся пленка, востребованная в спортивном бизнесе, но деньги на организацию производства инвесторы выделять не спешат. Покажите, говорят они, менеджера, который будет управлять финансами, продвигать проект и т. д. Не хватает и конструкторов, способных довести опытную модель до серии. Поэтому важным направлением поддержки должно стать обучение предпринимателей-инноваторов.
Нужны и нормативные акты, позволяющие развивать инфраструктуру поддержки предпринимательства. С моделью бизнес-инкубатора, например, в форме муниципального учреждения не согласна прокуратура, так же как и с формой автономной некоммерческой организации. В июле 2008 г. президент РФ подписал закон о возможности выделения земли СМСП без конкурса, но как совместить этот закон с ФЗ № 94? Минфину дано задание уменьшить количество муниципальных служащих. Но как тогда быть с дополнительно создаваемыми рабочими местами в центрах поддержки предпринимательства?
Отчасти неразрешимы пока и информационные вопросы. По-прежнему остра проблема с получением разрешения или согласования торгового места. Представители Дзержинска рассказали, что с ними спорили и прокуратура, и ФАС, и даже собственное правовое управление, но иного способа создать информационную базу торговых предприятий на территории города они не нашли. Выдача свидетельств уже отменена, но с 1 августа издано новое постановление о записи в реестр. Дзержинцы долго ждали, что в законе о торговле будет разрешено ведение этих реестров, выдачи местными органами чего-то другого, но ничего не дождались.
А ситуации бывают трудные. По словам главы администрации Спасского района Владимира Евдокимова, по официальным данным у них 150 мелких сельхозпредприятий, а по неофициальным 300. В районе 10 крупных сельхозпредприятий. Спрос на земли сельхозназначения большой, нет отбоя от инвесторов. Среди частных хозяйств большая конкуренция. Они имеют по 100300 га земли. А сколько у них работает людей? Трудно подчас разобраться и с тем, у кого сколько земли. Частный инвестор эту информацию порой скрывает. Поэтому многие участники встречи рекомендовали вменить в обязанность СМСП уведомлять о своем создании местные власти кто пришел, юридический адрес, вид деятельности, численность. Конечно, кто-то получает информацию по ИП из налоговых органов, но без предварительной информации отнести юридические лица к СМСП сложно.
Тот же Валерий Зоря заметил: Состояние вещей мы знаем только путем пересчета. У нас статистики нет. А ведущий специалист отдела экономики и прогнозирования администрации Сокольского района Татьяна Корпачева назвала метод сбора информации методом наблюдения: реестр СМСП ведется по принципу что вижу, то и пишу. Сергей Стешов пояснил, что ФЗ № 209 предусматривает сплошные статисследования один раз в пять лет. Однако сейчас в отчетности отсутствуют микропредприятия, а их 6070% от всего количества СМСП.
Производство во главу угла
Важный вопрос затронула и сама Юлия Крузе. Поскольку в каждом районе принята программа развития производительных сил, нужно ли вносить в нее дополнения, которые касаются именно развития МСБ, или это должна быть отдельная программа?
По мнению замглавы администрации Большемурашкинского района Романа Даранова, программа развития производительных сил, по сути, и есть программа развития малого предпринимательства. Плюсом к ней есть и отдельная программа развития предпринимательства, которая решает вопросы по созданию рабочих мест и реализации программы развития производительных сил. В первую очередь это компенсация ставки по кредиту, создание Центра развития предпринимательства. Но не решен вопрос с финансированием. Нужно дать районам полномочия в возможности использования целевых бюджетных средств.
Он же высказался и по поводу приоритетов. В нашем районе, как и в области, приоритетно развитие секторов с наибольшей добавленной стоимостью, то есть производство. Но если посмотреть на федеральном уровне, то уже три года ЕНВД не только не повышается для тех, кто занимается торговлей, но и уменьшается, для них вводится патентная система. Все это поддержка торговли, а про обрабатывающее производство ни слова. Острой проблемой, по мнению Даранова, стало получение разрешения на подключение к энергосетям. Предприниматели, развивающие энергоемкое производство, ходят за бумагами по полгода, и стоят эти бумаги миллионы. А как развивать производство при росте цен не электроэнергию? На областном уровне обязательно должна быть поддержка производства.
Что в центре
Своя специфика и в районных структурах поддержки предпринимательства. В некоторых из них сделан акцент на оказание офисных услуг, в других на бизнес-консалтинг. По мнению директора тоншаевского Фонда поддержки предпринимательства Анатолия Втюрина, общим для всех являются микрозаймы. Сейчас в банках получить на месяц-другой 300 000 руб. на кассовый разрыв невозможно, так как банки не заинтересованы в столь коротких кредитах. Поэтому центры поддержки нужны для выдачи коротких денег.
Нелегко получить сегодня заем под муниципальные гарантии. Если предпринимателю не будут помогать экономическая и финансовая служба администрации, документы практически не собрать.
Вопросы финансирования на встрече поднимались не раз. Сергей Стешов объяснил, что они разрешимы. Положения о софинансировании должны быть включены в программы развития СМСП, и тогда через эти программы можно будет финансировать центры из областного бюджета. Субсидирование на 2009 г. заложено и на подключение к энергосетям вновь вводимых объектов.
В 2009 г. на конкурсной основе будут определены районы, которые получат софинансирование на развитие СМСП. Если, скажем, район выделит 100 000 руб., то получит 200 000 руб. из областного бюджета и 400 000 руб. из федерального.
Программы развития СМСП есть в каждом районе, но подчас они формальны и имеют декларативный характер, подчеркнул Стешов. Осознание того, что государство всерьез озабочено развитием предпринимательства как основы своего экономического роста, приходит не сразу. Те районы, которые уже взялись за дело, окажутся конкурентоспособнее.