рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
За рамки стереотипов
Власти Тюменской области вовремя воспользовались благоприятной конъюнктурой для стимулирования малого бизнеса. Чтобы закрепить тенденции, нужны новые управленческие технологии
З апоследние два года вТюменской области резко выросло число малых предприятий. Обычно каждый год стабильно прибавлялось примерно потысяче новых субъектов, ав2007м нарынок пришло 5тыс. новых фирм ииндивидуальных предпринимателей. Врезультате наначало 2008года вобласти зарегистрировано 42,2 тыс. малых предприятий. Сравните: всоседней Свердловской, почисленности населения почти втрое большей, действовало около 30тысяч. В2007году объем инвестиций восновной капитал среди малого бизнеса вырос на30%, в1,5 раза увеличились обороты. Сегодня доля малого бизнеса вваловом региональном продукте области составляет 21%, к2020году средний постране показатель должен вырасти до60%. Чтобы сделать такой рывок, нужны новые технологии развития малого предпринимательства, втом числе иуправленческие.
Деньги +
Для Тюменской области, бюджет которой взначительной степени зависит ототчислений нефтяных игазовых компаний, работающих всоседних субъектах Югре иЯНАО, поддержка малого бизнеса недань моде. Это реальная потребность всобственной базе налогоплательщиков. Увласти нет другого выхода, кроме как системно выращивать эту базу. Именно поэтому в2006году правительство Тюменской области составило целевую программу ипочти втрое (с60до200млн рублей) увеличило объем средств, направляемых наподдержку малого предпринимательства. В2008году наэти цели предусмотрено уже более 300млн рублей.
Директор департамента инвестиционной политики иподдержки предпринимательства Тюменской области Вадим Шумков отмечает: начало реализации программы совпало спериодом благоприятной экономической конъюнктуры. Она спровоцировала увеличение деловой активности состороны крупного бизнеса. Сегодня натерритории области реализуется 30инвестиционных проектов наобщую сумму 7,5 млрд евро, иниодин изних необходится без помощи малых предприятий, которые выступают вкачестве аутсорсеров исубподрядчиков, рассказывает чиновник. Кпримеру, только встроительстве завода Бенат, сданного вэксплуатацию виюле этого года, было задействовано 40малых предприятий. Наша задача поддерживать такие инициативы исоздавать стимулы.
Впринципе основной набор стимулов известен исбольшим или меньшим успехом используется вовсех регионах: это субсидирование ставки побанковским кредитам, предоставление гарантий банкам запредпринимателей, неимеющих достаточного обеспечения, выделение муниципалитетам субсидий для займов малому бизнесу, финансирование областной сети бизнесинкубаторов, создание венчурного фонда. Однако тюменцам, нанаш взгляд, удалось более четко расставить приоритеты иввести под них инструментарий.
Вопервых, ставка сделана накомпании, непросто инвестирующие восновной капитал, анацеленные надругие рынки. Поэтому помимо традиционных методов поддержки вбюджете заложены средства настимулирование производства качественных товаров иихпродвижение. Предприятия могут получить компенсации затрат научастие ввыставках или ярмарках и, что особенно важно, наоплату услуг посертификации своих товаров. На2008год наэти цели заложено 1,7 и2,1 млн рублей соответственно. Пословам Вадима Шумкова, определенный результат уже есть: в2007году вструктуре экспорта Тюменской области на70% выросло число товаров несырьевого характера, на25% увеличилось число компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, причем половина изних новички.
Вторая особенность подходов: создание мотивации для занятия населения предпринимательством. Чиновники всерьез относятся кэтому нематериальному направлению, наорганизацию такой работы впрограмме предусмотрено 2,1 млн рублей. Впервую очередь мотивация должна быть направлена настудентов, которые вскором времени выйдут нарынок труда. Для них сформирован цикл постоянных бесплатных семинаров ввузах обосновах предпринимательства. Вторая целевая аудитория начинающие экспортеры. Здесь предусмотрены специальные программы обучению работы сдокументами, таможней, банками итак далее. Третий блок обучение предпринимателей правильному выстраиванию отношения скрупным бизнесом. Эта задача реализуется через проведение обучающих семинаров сучастием потенциальных заказчиков. СТНК иГазпромом они уже пообщались, теперь планируем задействовать ряд других компаний, объясняет Вадим Шумков. Таким образом, все укладывается вчеткую логическую цепочку: активно мотивировать людей заниматься предпринимательской деятельностью, обучать иконсультировать тех, кто решил это делать иуже делает, помогать имфинансово имаксимально расширять инфраструктуру развития.
Вточку
Пока сложно сказать, когда такого рода усилия дадут результат. Помнению директора Института предпринимательства иправа УрФО Анжелики Гембарской , ответа наэтот вопрос пока неполучить хотя быпотому, что нет критериев оценки эффективности политики поддержки предпринимательства:
Япроанализировала темы семинаров, которые заказывал департамент инвестиционной политики. Хорошие темы, новсе они предназначены для повышения квалификации имеющих опыт предпринимателей. Аможет быть, есть потребность ворганизации семинаров для начинающих, чтобы дать практические механизмы управления бизнесом. Нодля этого нужно разрабатывать принципиально иные подходы кразвитию предпринимательской инициативы исреды. Сегодня требуются непрограммы, астратегии развития этого сектора.
Год назад департамент инвестиционной политики иподдержки предпринимательства сделал заказ насоздание такого документа. Виюле этого года проект стратегии развития малого предпринимательства Тюменской области был впервые представлен деловому сообществу для публичного обсуждения. Детально его изучив, мынашли несколько довольно интересных идей иподходов.
Первый изменение стереотипов при выборе приоритетов. Сегодня власти многих регионов действуют пошаблону: торговля выживет полюбому, будем поддерживать производство. При этом мало кто учитывает особенности развития экономики, территории, климат. Авторы стратегии предлагают отказаться ототраслевого подхода ибрать заоснову выбора приоритетов барьер входа натот или иной сегмент рынка. Если, кпримеру, вТюменской области высок уровень платежеспособного спроса, тологично стимулировать развитие сегментов, которые направлены наего удовлетворение услуги вобласти образования, здравоохранения, досуга, той жеторговли.
Вторая тема для дискуссии стратегическое планирование рынков сбыта. Пока правительство Тюменской области отдает предпочтение всем экспортерам. Возможно, есть смысл сконцентрироваться нанаиболее выгодных направлениях. Для Тюменской области таким партнером может быть соседний Казахстан, вкотором есть явно ненасыщенные иперспективные рынки сбыта, прежде всего строительный ипотребительский. Задача власти изучить их, представить бизнесу информацию обусловиях входа, снять помаксимуму возможные барьеры. Изменение подходов позволит Тюменской области закрепить наметившиеся тенденции исоздать качественно иную предпринимательскую среду.