выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Бизнес - уже не враг, но еще не друг

25.07.2008Бизнес (5669)
Если сравнивать с "диким капитализмом лихих 90-х", то российский бизнес стал вполне цивилизованным. Сегодняшние бизнесмены - не челноки, торгующие турецкими шубами, а успешные инвесторы - снискали наконец симпатии россиян. Настолько сильные, что последние даже готовы забыть итоги той самой роковой для многих приватизации. По данным ВЦИОМа, с каждым годом сторонников реприватизации становится все меньше.

Если сравнивать с "диким капитализмом лихих 90-х", то российский бизнес стал вполне цивилизованным. Сегодняшние бизнесмены - не челноки, торгующие турецкими шубами, а успешные инвесторы - снискали наконец симпатии россиян. Настолько сильные, что последние даже готовы забыть итоги той самой роковой для многих приватизации. По данным ВЦИОМа, с каждым годом сторонников реприватизации становится все меньше.


Беспокойные 1990-е мы вспоминаем с большой неохотой. Кто-то, конечно, под шумок подгреб под себя золотые горы, нефтяные трубы и торговые потоки. Но большинство вместе со своими ваучерами со свистом вылетели на обочину жизни на волне приватизационного аферизма. Впрочем, по прошествии почти 20 лет с начала, как говорят в народе, "прихватизации", изменилось очень многое. Как само частное предпринимательство, так и отношение к нему и итогам длительного процесса разгосударствления собственности.


Проведенное ВЦИОМом исследование наглядно продемонстрировало, что россияне, оставшиеся не у дел, зла не держат. Половина россиян считает, что деятельность российских бизнесменов и предпринимателей идет на пользу нашему государству (51%), и всего треть полагает, что она вредна (31%). Эта треть, естественно, состоит в основном из пожилых людей, тогда как 61% молодежи считает предпринимательский подход к делу весьма продуктивным и единственно верным.


С другой стороны, если допустить возможность реприватизации, то здесь складывается довольно интересная картина. За последние 5 лет число сторонников реприватизации заметно снизилось. Если в 2003 году "вернуться в прошлое" считали необходимым 47%, то теперь экономическую выгоду от запуска обратного процесса видят только чуть больше 40%.


Конечно, именно люди преклонного возраста чаще считают, что нужно вернуть государству всю собственность, которой оно лишилось. Молодое поколение скорее склоняется к тому, что пересмотр результатов приватизации можно сделать только в отдельных случаях, например если будет доказано, что она была проведена незаконно.


Предприниматели уже привыкли жить по новым правилам и возвращать государству собственность совсем не готовы. Вот только сам бизнес пока не очень-то оправдывает ожидания.


На всех уровнях власти стало модно поминать всуе малое и среднее предпринимательство. Все политики и чиновники только и говорят о том, как нам важно растить своих "малышей", что нам мешает и что нужно делать. Сейчас в стране приблизительно 1 млн 100 тыс. малых предприятий и 3 млн индивидуальных предпринимателей. Это, собственно, и есть наш малый бизнес. Не так мало, как было 5-7 лет назад, но все равно немного.


Все вместе они дают, по разным оценкам, от 13 до 15% ВВП. Ничтожная цифра, в развитых странах "кустари" производят половину всех товаров, причем преимущественно в обрабатывающей промышленности. А у нас тенденция обратная: если в 2003 году 51% ВВП приходился на долю 500 крупных компаний, то сейчас они обеспечивают 81% ВВП.


Почему так? Ответ прост. В "обжитых" предпринимателями отраслях рынок полностью занят и некуда развиваться, а в сферах, традиционно "малобизнесовых" на Западе, у нас нет заказчиков. Тех самых флагманов, вокруг которых в идеале должны бы собираться "малыши". И в итоге малый бизнес не справляется с возложенными на него задачами. А потому у государства нет другого выхода, кроме как "подталкивать" экономику сверху и плодить госкорпорации.


- В тех сферах, где есть провал рынка, создание госкорпораций оправдано, - считает глава "Деловой России" Борис Титов. - Государство убирает на какое-то время частный интерес, реструктурирует отрасли и возвращает их в частные руки. Другое дело, что есть рынки, которые не нуждаются во вмешательстве. Фармакология, например: там нечего реструктурировать. А мы и туда лезем со своими госкорпорациями.


Какова мораль? Бизнес нужен российской экономике, дороги назад все равно нет. Другое дело, что он может выполнить все возложенные на него задачи только при одном условии: его развитие станет основным приоритетом государственной политики. А мы только говорим, "малыши - сила".


А что думает бизнес?


"Количество сторонников реприватизации настораживает, - считает председатель "Деловой России" Борис Титов. - Это народная оценка этапу развития рынка в стране. До 1998 го-да у нас были подменены понятия собственно "рынок" и "капитализм". Мы поставили вопрос о собственности, а надо было выстраивать капитализм конкуренции, когда лучшие получают развитие, а худшие отмирают". По мнению Титова, реприватизацию сейчас нельзя допустить ни в ком случае. "Это создаст юридический хаос, - считает он. - Многие когда-то неправильно приватизированные организации успели сменить 3-4 хозяев. И что же будет теперь?"


С Титовым полностью согласен вице-президент ОПОРЫ Владислав Корочкин. "Реприватизация не нужна хотя бы потому, что у нас и так доля государства в экономике чрезвычайно большая. Другое дело, что сейчас стоит вопрос, как оптимизировать управление госпредприятиями, ведь качество менеджмента там очень сильно отстает от менеджмента частных корпораций."