рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Наталья Лабынина: малый бизнес выходит из тени
С ними мы сталкиваемся практически ежедневно. И не один раз. Утром, когда садимся в маршрутку. В обеденный перерыв, когда сдаем в починку прохудившуюся обувь. После работы, когда заходим за покупками на ближний к дому рынок. Люди, которые нас обслуживают, олицетворяют собой малый бизнес. Как ему сегодня живется? Об этом рассказывает собеседник «ВТ» — председатель Тверского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Наталья ЛАБЫНИНА.
— Наталья Львовна, какое место малый бизнес занимает в экономике региона?
— В области более семи тысяч малых предприятий. В них занято около 50 тысяч человек — это примерно десятая часть работающего населения. Малое предпринимательство дает 14 процентов областного оборота. 12 — 13 процентов налоговых поступлений идет от малого бизнеса. В Твери эта цифра больше — примерно 26 процентов. В Вышнем Волочке, Калязинском районе — 30 процентов и более.
— Мелкий предприниматель выходит из тени?
— Выходит. По исследованиям «Опоры России», еще пять лет назад 70 процентов малого бизнеса оставалось в тени, сейчас эта цифра уменьшилась более чем вдвое, сократившись до 30 процентов. Но выход из тени надо рассматривать шире, чем прекращение работы по серым схемам. Малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в экономике региона. Губернатор области Дмитрий Вадимович Зеленин поставил задачу довести долю малого предпринимательства в экономическом обороте до 40 процентов. Я уверена, что так оно и будет. Несмотря на все препятствия, малый бизнес развивается.
— В каких сферах идет это развитие?
— Прежде всего в розничной торговле — здесь примерно треть оборота взяли на себя малые предприятия. Малый бизнес делает погоду в общественном питании, сфере бытовых услуг, строительстве, в пассажирских перевозках. Боюсь назвать не все сферы: поле деятельности предпринимателей постоянно расширяется. Даже на селе стало активно расти фермерское движение. В этом я убеждаюсь лично, бывая в районах. На своих земельных участках, на арендованных площадях люди добиваются хороших результатов. Недавно встречались с кимрскими фермерами. Удивительные есть примеры! Женщина-фермер выращивает 15 сортов превосходного картофеля. Запоминающиеся встречи с фермерами были в Вышневолоцком, Осташковском районах. Сложнее положение с участием малого бизнеса в промышленном производстве. Здесь открытие своего дела связано с большими затратами: приличные по площади помещения надо арендовать, оборудование купить. О земельных участках я уж не говорю. На торги выставляются большие участки. Разве нельзя их в отдельных случаях раздробить, чтобы и малому бизнесу открыть дорогу на аукционы?
— Аренда помещений — своего рода короткий поводок, на котором можно держать предпринимателя…
— Согласна с вами. Аренда зачастую оформляется на непродолжительный срок, предпринимателю нет смысла вкладывать в обустройство помещений. Нередки случаи немотивированного отказа в продлении сроков аренды, повышения платы в нарушение условий договора. Большие надежды мы связываем с новым законом об участии малого бизнеса в приватизации арендуемых помещений, который принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации.
— На первых порах в обретении крыши над головой могли бы помочь бизнес-инкубаторы…
— Областной бизнес-инкубатор по информационным технологиям уже действует. До конца года должна открыться вторая очередь. В Твери много лет действовал городской бизнес-инкубатор, созданный еще прежней администрацией, но в последнее время он что-то заглох. Конечно, сеть бизнес-инкубаторов нужна по всей области.
— Сейчас начинающему предпринимателю вообще некуда обратиться?
— Большая проблема для большинства людей, решивших открыть свое дело, — недостаток знаний в сфере малого предпринимательства. И здесь им на помощь приходит областной информационно-деловой центр, расположенный в библиотеке имени Горького. Предприниматели могут получить здесь бесплатную консультацию, имеют возможность выхода в Интернет. 22 информационно-деловых центра работают в муниципальных образованиях области. Областная организация «Опоры России» организовала постоянно действующую «горячую линию» для предпринимателей. Им помогут советом юрист, налоговый консультант, бухгалтер-аудитор, специалисты по имущественным отношениям, по трудовому законодательству, по другим вопросам. К услугам предпринимателей центр субконтрактации (руководитель Игорь Анатольевич Хлебников), который поможет найти партнеров по бизнесу. Выходит региональный журнал «Малый бизнес». Еще мы мечтаем о постоянной телепрограмме по малому предпринимательству. Надеюсь, что найдем в этом понимание. И тогда информационная поддержка малого бизнеса станет практически завершенной.
— Даже самая умная консультация не обогатит начинающего бизнесмена, если у него не хватает денег на обзаведение…
— Это очень больной вопрос! Доступ малого бизнеса к заемным средствам банков крайне затруднен. Проведенные исследования показали, что в Тверской области лишь 25 процентов мелких предпринимателей имеют возможность кредитоваться в банках. Недавно мы провели «круглый стол» с банкирами, искали пути облегчения доступа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей к кредитным ресурсам. Нашли точки соприкосновения с банками ВТБ-24, «Уралсиб», МДМ-банком. Главная трудность в том, что малому бизнесу нечего предложить в обеспечение кредита. До конца этого года должен быть сформирован областной залоговый фонд за счет бюджетных средств. Надеемся, что тогда мелким предпринимателям станет легче получить кредиты. Наше пожелание органам областной власти: формирование залогового фонда не должно быть разовым, он должен постоянно пополняться.
— 12 мая вышел Указ президента России «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Пресловутые административные барьеры, наверное, допекают и малый бизнес?
— Может быть, некрупные предприниматели страдают от чиновничьего произвола больше всех. Скажем, где-нибудь в глубинке участковый милиционер может хоть каждый день являться в мелкую торговую точку в надежде что-нибудь «накопать». Я сама предприниматель и знаю, что стопроцентно без нарушений работать нельзя. Где-нибудь что-нибудь выплывет — бизнес есть бизнес. Нельзя мучить предпринимателя проверками. По подсчетам «Опоры России», примерно пять процентов доходов малые предприятия тратят на поборы и взятки.
— Правительство готовит пакет законопроектов, где предусмотрено проведение плановых проверок малых предприятий раз в три года.
— Я не уверена, что все эти послабления примут. А так было бы замечательно — внеплановые проверки только с санкции прокурора, уведомительный (вместо разрешительного) характер открытия собственного дела, запрет органам милиции вмешиваться в предпринимательскую деятельность. Помнится, при встрече с депутатом Госдумы Владимиром Абдуалиевичем Васильевым предприниматели рассказали, как ведут себя проверяющие сотрудники органов внутренних дел. И тогда поступило предложение, чтобы активисты «Опоры России» присутствовали при этих проверках. С тех пор мы регулярно в них участвуем в качестве наблюдателей. Не хочу представить своих коллег-бизнесменов безгрешными. По отношению к потребителям они ведут себя порой не лучшим образом. Вот недавние впечатления. Крупный торговый центр в спальном микрорайоне Твери. Продают очки с маркой «Адидас» за 350 рублей. Или сумки из Италии по цене 1000 рублей. Документов, удостоверяющих происхождение товара, естественно, нет. Обман покупателей. На мой взгляд, все проверки следует проводить только по жалобам потребителей, как это делается на Западе. По аналогии с кредитной историей должна вестись бизнес-история. Если предприниматель долгое время ни в чем предосудительном не замечен, можно выдать ему кредит доверия, освободив от проверок. Малый бизнес нередко душат штрафами. Нет ценника на товар, отсутствует сертификат, один из сотрудников без санитарной книжки — штраф 40 тысяч. Это на маленький-то магазинчик какого-нибудь ООО! А крупные торговые сети нередко имеют организационно-правовую форму ИЧП — с них штраф всего 2 тысячи рублей. Где справедливость? Многие замечания ведь можно устранить в ходе проверки, не прибегая к штрафам. Непосильные поборы способны разорить добросовестного предпринимателя. Злостным же нарушителям, не уважающим права потребителей, спуску давать не надо — с этим я согласна.
— Ваше мнение к акту проверки не подошьешь…
— Мы взаимодействуем с органами региональной и муниципальной власти, чтобы облегчить жизнь малому бизнесу. В том числе уменьшить и налоговую нагрузку. Например, при взимании единого налога на вмененный доход в ряде муниципальных образований не применяют понижающие коэффициенты. Местные бюджеты выигрывают немного, а для бизнеса это существенно. Шесть представителей «Опоры России» входят в состав областного координационного совета по малому предпринимательству, где я являюсь заместителем председателя. Такие координационные советы в соответствии с федеральным законом должны действовать в каждом городе и районе, но не все знают об их существовании. Нынешней осенью в Законодательном Собрании должен быть принят областной закон о поддержке малого предпринимательства.
Мы намерены активно участвовать в подготовке этого документа. Надо на региональном уровне сделать все возможное, чтобы малому бизнесу жилось легче, чтобы было меньше помех его развитию.