рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Дышать будет легче
"С 2009 года малый бизнес планируется освободить от проверок, лицензий и административных барьеров. Повышать ответственность предпринимателей и отвечать за качество продукции перед потребителем должны будут бизнес-объединения - это мировая практика", - говорит президент "ОПОРЫ России" Сергей БОРИСОВ.
Сергей Ренатович, как вы считаете, изменится ли к лучшему положение малого бизнеса при новом президенте Дмитрии Медведеве?
Во-первых, необходимо подчеркнуть, что Владимир Путин под конец своей президентской деятельности сделал очень решительные шаги в поддержку малого бизнеса.
Дмитрий Медведев подхватил эту тональность и провел очень содержательный президиум Госсовета в Тобольске, посвященный малому бизнесу, издал специальный указ по преодолению административных барьеров.
Еще при Путине была создана специальная правительственная комиссия по малому и среднему бизнесу, которую сейчас возглавил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Эта комиссия собиралась уже три раза и приняла целый ряд важнейших решений.
Прежде всего она не только поддержала, но и дополнила закон о приватизации, который к тому времени был принят в трех чтениях это уже победа. Здесь мы добились своего. На заседании 6 июля была поставлена точка в законе о малой приватизации. Но необходимо подчеркнуть, что тут очень многое зависит от инициативы и позиции глав субъектов Федерации. Потому что нет такого прямого давления: возьмите и отдайте все малому бизнесу. Если вы видите, что в вашем регионе малый бизнес может и должен сделать много создайте специальный имущественный фонд, и те предприятия, которые считаете возможным, отдайте без аукциона малым предпринимателям в собственность по оценочной рыночной стоимости.
Еще одно решение комиссии совершенно четкая позиция по замене разрешительного порядка открытия бизнеса на уведомительный, что должно снизить уровень коррупции. Сейчас будут раздаваться специальные листы, где предприниматель будет лишь декларировать, какие правила игры он намерен выполнять.
И когда же такой уведомительный порядок реально начнется?
Со следующего, 2009 года. Главное, что такой закон поддержан комиссией, несмотря на сопротивление отдельных министерств и ведомств. Потому что решения нашей комиссии равносильны решениям правительства.
Еще одно чрезвычайно важное направление это ограничение действий милиции на потребительском рынке, которые стали уже притчей во языцех. Напомню слова Путина, адресованные милиции, о том, что хватит шастать по ларькам и редкий милиционер уйдет с рынка без хвоста селедки. И вот теперь сказано, что пора прекратить использовать по делу и не по делу статью 11 Закона о милиции, благодаря которой любой милиционер может буквально прописаться у любого предпринимателя на кормление. Сейчас все будет загнано в четкое лоно процессуальных действий.
Кстати, пожарная безопасность будет теперь определяться техрегламентом, над которым мы очень здорово поработали вместе с МЧС и лично Сергеем Шойгу. Но нам еще предстоит до ноября усовершенствовать собственно закон о пожарной безопасности.
Следующая новация заключается в существенном изменении всей парадигмы сертификации продукции. Пока еще действует такой порядок, по которому сертификации подлежит практически все, вплоть до производства гвоздей или сковородок. Но скоро вместо сертификации понадобится лишь декларация соответствия.
Еще один момент это кардинальный пересмотр подхода к наказаниям. Штрафы у нас порой бывают или очень высокие, или, наоборот, слишком низкие. Я думаю, что вскоре планка штрафов в большей степени будет понижаться и тем самым уберется их коррупционная составляющая.
Как вы сами оцениваете то, что сейчас делает ваша комиссия?
Сейчас мы в комиссии занимаемся расчисткой завалов. Хотя огульно критиковать недавнее прошлое тоже не стоит. Например, за последние пять лет количество видов лицензируемой деятельности сокращено с полутора тысяч до восьмидесяти.
Сам порядок лицензирования тоже ждет новация. Пока что, получив лицензию, предприниматель через каждые три года должен опять приходить в лицензирующие органы и вновь доказывать, что он не верблюд. А скоро будет так: если у тебя в течение трех лет не было замечаний от контрольных органов, то лицензия продляется автоматически.
Что касается проверок это тоже больное место для предпринимателей. Теперь будет всего одна плановая ведомственная проверка в три года. А внеплановая будьте любезны, только с санкции прокурора, причем не города или района, а только субъекта РФ. Это идея Дмитрия Медведева. Понятно, что не очень-то набегаешься за санкциями к прокурору области, для этого должны быть чрезвычайно веские основания.
К тому же время проверок будет ограничено. Одно предприятие малого бизнеса с числом работающих до ста человек можно будет проверять в совокупности не более семидесяти часов в год. Микропредприятия с числом работающих до пятнадцати человек вообще не более двадцати часов в год. А ведь пока что эта цифра составляет от двадцати до тридцати часов на одного работника.
Будет заведена специальная книга учета проверок, и только попробуй в нее не записаться. В общем, аппетиты проверяющих серьезно урежутся. Все это опять-таки будет со следующего года.
Усилится ли при Медведеве роль деловых и профессиональных союзов?
Конечно. Вообще сейчас главная задача не впадать в эйфорию от перечисленных мной мер по улучшению положения предпринимателей, а сделать так, чтобы та свобода, которую получает малый бизнес, сопровождалась усилением его ответственности. А ответственность, в свою очередь, должна культивироваться через бизнес-объединения, поэтому их роль как инструментов саморегулирования будет только повышаться. И чем быстрее наши цеховые организации и отраслевые союзы встанут на путь саморегулирования в соответствии с уже существующим законом, тем будет лучше для них самих. То есть само предпринимательское сообщество (например хлебопекари) должно отвечать за качество производимого ими хлеба, страхуя это качество перед потребителями. Как только такое произойдет это вообще будет полной победой. И тогда многие проверяющие просто уйдут в сторону. Так, кстати говоря, и происходит во многих развитых странах.
Происходящий сейчас резкий рост цен на энергоносители больно бьет по бизнесу, особенно малому. Что в связи с этим в состоянии сделать ОПОРА?
К сожалению, ОПОРА не может повлиять на мировую конъюнктуру, на которую завязаны наши нефтяные и газовые компании. Единственное, что здесь можно сделать это только развивать конкуренцию на бензиновом рынке.
Так получилось, что я уже одиннадцатый год возглавляю одновременно и Российский топливный союз, в который входят владельцы независимых заправочных станций. Я сам предприниматель из этого сектора. Поэтому со знанием дела говорю: если бы не было независимых владельцев АЗС, нам бы мало не показалось, сейчас уже были бы цены, близкие к европейским, потому что их диктовали бы только олигополии и монополии. Так что конкуренция это главное лекарство.
Да, у нас есть Газпром. Но производные от Газпрома должны быть рыночные. Вот как сейчас реструктуризировано РАО ЕЭС приблизительно по такому пути и надо идти в плане борьбы с монополиями.
Еще ОПОРА может поддержать тех, кто работает в области возобновляемых источников энергии: солнце, ветер, водород и так далее.
Кстати, в ОПОРУ входит и Ассоциация малых и средних нефтедобывающих компаний, но она сейчас абсолютно в загоне. Когда-то доля этих компаний на российском рынке была 12%, теперь 4%. С этим надо что-то делать. Потому что такие компании это чистильщики, они забирают все до последней капли в отличие от компаний гигантских.
Ждут ли какие-то перемены налоговое законодательство по малому бизнесу?
Налоговой темы мы, к сожалению, еще не коснулись. Вообще, налоговое ведомство, увы, пока самое закрытое и неприкасаемое.
Я полагаю, что действующий Налоговый кодекс в принципе неплох, но вот применяется он из рук вон плохо. Любой инспектор спокойно может блокировать любой счет по одному только подозрению, и нет у него при этом никакой ответственности. Поэтому в течение ближайшего полугодия мы на уровне комиссии будем требовать, чтобы инспектора начали нести реальную ответственность за свои ошибки.
Что ОПОРА делает для неторгового бизнеса?
Мы считаем, что главное это развитие инфраструктуры для такого малого бизнеса, то есть создание бизнес-инкубаторов, технопарков, промпарков. Сегодня физически не хватает помещений для неторгового предпринимательства.
А чем конкретно ОПОРА помогает бизнесу торговому?
Мы настаиваем, что государство должно сказать свое четкое слово по отношению к сетям, которые просто выбивают и вымывают торговый малый бизнес. Думаю, главам регионов пришло время отказаться от моды на сетевые компании.
В связи с этим хочу подчеркнуть, что ОПОРА выступает против закрытия рынков и мини-маркетов слишком рано за это принялись в России. Мы ставим и обосновываем этот вопрос на всех уровнях: и в Минэкономики, с которым мы в настоящее время готовим закон о торговле, и в правительственной комиссии, и на общественном совете при федеральной антимонопольной службе.
СПРАВКА . Борисов Сергей Ренатович родился 26 декабря 1953 г. К.э.н., доктор философии. Образование: 1978 г. Московское высшее техническое училище им. Баумана, 1990 г. Гарвардская школа бизнеса, 1991 г. окончил Всесоюзную академию внешней торговли. В 1992 г. работал в Австрии консультантом ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию). В 19932003 гг. президент, а с июля 2003 г. председатель cовета директоров ОАО Гермес-Москва. В 1998 г. избран президентом Российского топливного союза. С 2002 г. президент ООО ГЕНОВА. С сентября 2002 г. президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ.
Ольга МИГАЧЕВА