выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Подключайтесь к обсуждению

29.04.2008Бизнес (5669)
 
Реформа российской электроэнергетической отрасли подходит к концу: 1 июля 2008 года РАО «ЕЭС России» прекратит свое существование. Но разделение холдинга началось значительно раньше, и уже сейчас в энергетике существуют независимые производители электричества, те, кто занимается его сбытом, и сетевые компании.

 


Реформа российской электроэнергетической отрасли подходит к концу: 1 июля 2008 года РАО «ЕЭС России» прекратит свое существование. Но разделение холдинга началось значительно раньше, и уже сейчас в энергетике существуют независимые производители электричества, те, кто занимается его сбытом, и сетевые компании. К последним часто возникают вопросы, в том числе по поводу так называемого «технологического присоединения». Звучит этот термин достаточно абстрактно, но касается практически каждого из нас, особенно в таком динамичном и быстрорастущем городе, как Тюмень.


Предыстория вопроса


Очевидно, что технологическое присоединение, а именно подключение потребителей к электрической сети, существовало с момента ее возникновения в России. Однако как отдельная услуга, которую сетевые организации оказывают обществу, оно было законодательно оформлено лишь в конце 2006 года. Весь следующий год правительство Российской Федерации уточняло параметры и формы технологического присоединения, издавая соответствующие распоряжения. Федеральным законом об электроэнергетике, а также постановлением правительства № 168 от 21 марта 2007 года утверждаются правила недискриминационного доступа потребителей к электрической сети и осуществления технологического присоединения.


Один из первых доводов, который приводят инициаторы взимания платы за подключение (извиняюсь перед энергетиками за некорректное использование термина) – возросший спрос на электроэнергию. Для примера, в Федеральную сетевую компанию за позапрошлый год было подано 462 заявки на технологическое присоединение (общая мощность 40 тысяч мегавольт-ампер). Значительная, по мнению некоторых специалистов, величина настолько, что эти работы могут продолжаться до двух лет – крайний срок, утвержденный постановлением правительства. То есть даже за свои кровные денежки получить электроэнергию сразу клиент не сможет.


Возможно, вы будете чуть меньше жалеть несчастных предпринимателей, если узнаете, что в этом случае речь идет только об очень крупных потребителях, типа алюминиевых заводов и их очень богатых владельцах. Хотя трудности, которые претерпевают они, тяжелым бременем ложатся на общество в виде повышения розничных цен, к примеру, на алюминиевую посуду.


Перейдем от масштабов Федеральной сетевой компании к распределительным сетевым компаниям, которые работают на более низких классах напряжения. Они, что называется, заметно ближе к народу и напрямую взаимодействуют с множеством потребителей – малыми и средними предприятиями, коттеджными поселками и т.п. Почувствуйте, как говорится, разницу: в эти компании, по данным за 2007 год, было подано 12 тысяч заявок на технологическое присоединение. Объединяет мелких и больших распределителей одно: тема вызывает конфликты разных масштабов и интенсивности.


Коммунизм минус электрификация = советская власть


Знаете ли вы, что недавно правительством РФ был одобрен план ГОЭЛРО-2? Возможно, стоит спросить также, а помните ли вы, что из себя представлял тот самый первый план ГОЭЛРО? Да-да, который обдумывал Ильич в ночной тиши, за что и был прозван Гербертом Уэллсом «кремлевским мечтателем». Как Ленин в конце концов оказался чертовски прав, и как цвела страна в 30-е, а потом 50-е и 60-е годы… «Лампочка Ильича», неужели это можно забыть? Никогда!


Стратеги из РАО ЕЭС, одни из создателей нового плана, безусловно, являясь либеральными экономистами, странным образом перенимают опыт тоталитарного мифотворчества. Не согласен! Точнее, ради бога занимайтесь этим, но только не за мой счет…


Уверяю вас, что не имею даже и признаков мании величия, просто пытаюсь анализировать факты и делать из них выводы. План ГОЭЛРО-2 был разработан для того, чтобы обеспечить увеличение спроса на потребляемую электроэнергию. Соответственно, государством осуществляются беспрецедентные инвестиции как в сетевую инфраструктуру, так и в инфраструктуру генерирующих компаний. Впрочем, речь сейчас не о генерации, а о сетевых компаниях, которые останутся в государственной собственности. Это, конечно, не может не радовать хотя бы охотников за цветным металлом. Именно государство является основным источником инвестиций по развитию сетевой инфраструктуры в России, как в отношении Федеральной сетевой компании (ФСК), так и в отношении распределительных сетевых компаний. Инвестиционная программа ФСК на 2008 год составляет около 160 млрд рублей, из которых 12 миллиардов должно быть получено в счет платы за технологическое присоединение. Соответственно, федералы «ущипнут», насколько удастся, олигархов, затем спустят задание региональным сетевым компаниям, те поднажмут на малый бизнес, «малыши» конкретно возьмутся за народные массы. Ну а львиную долю расходов на электрификацию понесет государство из наших с вами налоговых отчислений. Вульгарное понимание экономики, скажете вы? Зато, похоже, реально работающее.


От злопыхательства и очернительства перейдем к конструктивным предложениям, а они, смею вас заверить, тоже крайне просты. Нужно лишь развернуть оглоблю или вектор, если вам угодно, направленности этой схемы. 160 миллиардов на развитие сетей переведем в привычные для нашего высшего общества доллары, получим при существующем курсе примерно 6,7 миллиарда у.е. Так, может, нашим олигархам стоит скинуться на это самое развитие сети? Представьте, как будет звучать: «ЛЭП-500 имени Олега Дерипаски», «Понижающий трансформатор «Куршавельский» памяти Михаила Прохорова» или даже «Потанинский энергетический каскад». Песня, да и только! И пусть они владеют ими на здоровье, охраняют от злоумышленников, как рачительный фермер свое гумно, гордятся до пенсии и после нее, завещают детям… В общем, им есть о чем помечтать, а государство освободившиеся деньжищи пустит на реконструкцию, к примеру, внутридомовых сетей, а может, и новых домов настроит, чтобы не возиться с этой проводкой. Короче, повернется лицом к налогоплательщику!


справка


В группу «ТЭНКОМ» входят сетевые и сбытовые компании. Это крупнейший инвестор в сфере коммунальной энергетики, один из основных участников реформирования отрасли на юге Тюменской области.


Так будем платить-то?


Необходимость платы за технологическое присоединение для многих не очевидна. Вот как эту необходимость объясняет представитель ФСК Никита Павлов: «Существующих трансформаторов и устройств недостаточно для того, чтобы присоединить очередного потребителя или обеспечить увеличение мощности предприятия. Мы должны установить новое оборудование, которое стоит денег, в этой ситуации нет ни справедливости, ни несправедливости – есть сеть, с которой мы вынуждены работать». Дальше из уст главного специалиста департамента стратегического планирования прозвучал спич относительно того, что стоимость процесса технологического присоединения – величина непостоянная. Она зависит от того, в каком состоянии находится участок сети, к которому подсоединяются: «Границы между тем, какие цены с точки зрения сетевых компаний и с точки зрения потребителя являются справедливыми, а какие нет, это самая тонкая, важная граница, которую и потребитель, и сетевые компании хотели бы провести для того, чтобы не порождать излишних споров», – сказал Никита Сергеевич.


Константин ФРУМКИН,
генеральный директор ГК «ТЭНКОМ»


– Тюменский регион сегодня развивается стремительными темпами; как следствие растет и загруженность электросетевого оборудования, которая в ряде случаев достигла предела. Если потребитель требует подключения в энергоузле, который перегружен, у энергетиков нет технической возможности подключить такого потребителя к сетям. Плата за технологическое присоединение в корне меняет ситуацию – у потребителя, по сути, появляется возможность присоединиться к сетям в более короткие сроки. Мы считаем, что четкий тариф на присоединение позволит решить ряд проблем: сохранит единое сетевое пространство, обеспечит опережающее развитие сетей, исключит возможность появления бесхозных и необслуживаемых сетей, упростит процедуру подключения новых потребителей, повысит надежность энергоснабжения и в конечном счете снимет ограничения для развития экономики региона.


Фото из архива автора


Аркадий КУЗНЕЦОВ