рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Бизнес-инкубатор: «жирные курицы» для экономики области
Как наладить конструктивные отношения между малым и средним бизнесом и властью, на какую помощь предприятия могут рассчитывать, что нового в законах по малому бизнесу - об этом интервью с директором департамента экономического развития Архангельской области Романом Накозиным.
- Роман Николаевич, с чем вы связываете пристальное в последнее время внимание Путина, Медведева, Зубкова к малому и среднему бизнесу?
- Только с тем, что в этой сфере экономики действительно чрезмерны налоговая нагрузка и произвол контрольных органов. Именно поэтому премьер-министр потребовал перейти наконец от разрешительного порядка хозяйствования к уведомительному, резко сократить цепочку согласований, снизить налоговое бремя. Причем, как прозвучало на совещании по господдержке предпринимательства, это лишь часть мер, которые необходимо обеспечить для эффективного развития малого бизнеса.
- Кстати, чтобы читатели понимали, о ком или о чем идет речь, озвучьте: какие предприятия по новому закону следует считать малыми и средними?
- Федеральным законом № 209 от 24 июля прошлого года (он вступил в силу 1 января) установлены критерии отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к категориям в зависимости от численности работников: микропредприятие - до 15 человек; малое - до 100; среднее - от 101 до 250 человек. Этим же законом определены формы поддержки таких предприятий: финансовая, имущественная, информационная, консультивная, поддержка внешнеэкономической деятельности, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в области инноваций и промышленного производства и др.
- Ранее вы говорили о законопроектах, которые в прошлом году начали обсуждаться Госдумой: они тоже, как я поняла, должны помочь предпринимателям...
- Да, это законы об освобождении организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, от обязанности применения кассовых аппаратов и об участии малых предприятий в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества. Предполагается, что преимущество будет у тех, кто арендует имущество (до 300 кв. м) не менее трех лет. Законопроекты «зависли» после принятия их Государственной Думой в первом чтении. Но, по заявлениям первых лиц правительства, законопроекты должны быть рассмотрены и приняты уже весной этого года.
- Хорошо. Но на сегодня, как я поняла, вы сами не очень довольны отношениями с предпринимательским сообществом. Хотя, если судить по отчетам, в прошлом году конкурсы для МСП проводились, выставки организовывались, учеба была, разного рода поддержку они могли получать. В чем же проблема?
- Проблема, разумеется, не в том, доволен ли я отношениями с МСП, а в том, видит ли бизнес реальную поддержку от государства. Чтобы выяснить это, в конце прошлого года департамент экономики разослал более сотни анкет представителям практически всех видов бизнеса - транспорта, связи, сельского хозяйства, рыболовства, образования, здравоохранения, ресторанного бизнеса, строительства, торговли и т.д. К сожалению, откликнулись только 28 респондентов. Развивающиеся самостоятельно или не верят, что мы можем им чем-то помочь, или не считают необходимым и возможным рассчитывать на господдержку.
- Какие основные проблемы обозначены в анкетах?
- Бюрократизм чиновников, административные барьеры, кадровые.
- То есть ровно то, о чем в этом году активно заговорило правительство.
- Так проблемы - общероссийские. Это в Германии, чтобы открыть новый бизнес, достаточно получить разрешение бургомистра. У нас без решений на федеральном уровне проблему бюро-кратизма и барьеров не снять: столько федеральных чиновников с контрольными функциями на местах - пожарные, налоговая, милиция, Роспотребнадзор, Ростехнадзор... Областная и муниципальные власти занимаются землей, имуществом, налогообложением. Нужно устранить избыточный госконтроль.
- А чем область может помочь в кадровых вопросах?
- Кадровый голод сегодня испытывают как крупные предприятия, так и малые. Не хватает не управленцев, экономистов или юристов, а именно квалифицированных рабочих. Низки зарплаты, невысока популярность рабочих профессий. Усугубляется все и тем, что структура образовательных учреждений области ориентирована на тот рынок, который был несколько лет назад. Устарели и образовательные программы: строители, например, еще не умеют работать с новыми материалами, не осваиваются новые технологии в швейном производстве...
Часть проблемы можно снять восстановлением производственного обучения в школах. Некоторым было бы достаточно (и дешевле!) получить в старших классах профессию швеи, повара или водителя... Но в целом нужно переориентировать на областной рынок рабочей силы нашу сеть ПТУ. Для этого сначала потребуется «отмониторить» ситуацию: кого не хватает? сколько? где? И после этого сформировать заказ на подготовку кадров.
- Вторая обозначенная в анкетах проблема - высокие ставки по налогам.
- В начале марта на комиссии по закону об инвестиционной деятельности мы говорили как раз о том, что формирование инвестиционной привлекательности региона - это в том числе определенные льготы и преференции инвесторам, готовым вкладывать в территорию деньги. Возможна, например, компенсация процентов по кредитам. Мы уже делаем это. И если в 2006-м было шесть участников инвестиционного конкурса, то в 2007-м - 45. 31 стали победителями, им и компенсированы проценты по кредитам. Общая сумма господдержки в виде субсидированных процентных ставок по привлеченным кредитам - 11,5 млн рублей. Уверен, то же самое надо делать и для крупного бизнеса.
- А по налогам?
- Постоянный дефицит областного бюджета, недостаток средств на реализацию расходных полномочий сформировали некий страх: вдруг дадим льготы, а денег потом не хватит. Именно поэтому у нас до сих пор не было льгот - ни для какого бизнеса. Но, изучив опыт других регионов, мы рассматриваем возможность снизить ставку по транспортному налогу и налогу на имущество тем, кто модернизирует старые или строит новые предприятия. Надо просто взять на себя ответственность потерять где-то, чтобы стимулировать инвесторов вкладываться в область...
Кстати, в проекте закона об инвестициях есть и такие формы господдержки, как реализация целевых программ, выпуск облигационного займа и т.д.
- Авторы сразу нескольких анкет просят поддерживать местных товаропроизводителей.
- Справедливо просят. На селе сформировались в основном как раз малые формы хозяйствования - частные подворья. Их проблема - недостаток средств на развитие. А не имея залогового имущества, средства не привлечь. Скот банки в залог не берут, землю не берут, готовую продукцию не берут...
Именно поэтому мы занимаемся сейчас созданием залогового фонда для товаропроизводителей. Потребность повысить уровень продовольственной безопасности и обеспеченности назрел давно. Скорее всего, в рамках программы по малому бизнесу решим этот вопрос. Тем более что уровень развития сельского хозяйства не требует сегодня огромных капиталовложений: современная техника умеет делать все. Это как у лесников... Многих беспокоит, что будет с лесными поселками. Да, лес - восстанавливаемый ресурс, но мы уже не вернемся к топорам. Раньше под ручную заготовку в поселках искусственно сосредоточивали людей - этого уже не будет никогда.
- Роман Николаевич, как малым и средним предприятиям сможет помочь инвестиционная компания «Архангельск», созданная областной администрацией?
- Одна из форм поддержки МСП - поручительство в обеспечении кредитных ресурсов с последующей компенсацией расходов, связанных с выплатой вознаграждения за поручительство. Допустим, предприятию нужен кредит на два миллиона рублей. Банку нужен залог с обеспечением, то есть нужно иметь 4 миллиона. Если такого залога нет, ИК предоставляет 50% залога, а 50% - сам бизнес. За это ИК «берет» 4-8%. При этом 90% затрат на поручительство возвращается заемщику из областного бюджета. Но услуга эта пока востребована мало.
- В таком случае будет ли востребован бизнес-инкубатор, сданный в конце прошлого года на Обводном канале?
- Смысл его создания - помочь в ряде проблем (поиск помещения, аренда, бухгалтерский учет, постановка в налоговые органы, обучение специалистов, повышение квалификации...) вновь создаваемым предприятиям, особенно реализующим инновационные идеи и проекты. На два года бизнес-инкубатор предоставит им офис, мебель, оргтехнику... Платежи за все услуги - минимальные вначале, максимальные (по рыночной цене) - в конце второго года. Образно говоря, это будет взращивание, как птенцов, в тепличных условиях. Задача - выпустить новый бизнес в экономику области «большой жирной курицей».
Заявки на аренду уже есть. Будет желающих много - проведем конкурсный отбор, определим приоритетные направления. Скорее всего, это будут производство, строительство, глубокая переработка. Однозначно - не торговля.
- Вот смотрю годовые отчеты: помощь малому бизнесу измеряется миллионами. Но я так и не получила ответ: почему же ни вы, ни бизнес не испытываете восторгов по этому поводу?
- Представителей этого бизнеса я разделил для себя на две категории. Первые - люди с активной жизненной позицией, самостоятельные, привыкшие рассчитывать только на свои силы. Они даже проблемы отказываются озвучивать. Вторые постоянно ждут какого-то подвоха от государства, потому что формируют собственное мнение только на плохих примерах, а конфликты быстро становятся достоянием общественности. Зато помощь никто не афиширует. Во всяком случае, лично я никогда и нигде об этом не читал. Вот и получается: средства на поддержку в области появились, мы готовы помогать предприятиям малого и среднего бизнеса, а он не торопится этой помощью пользоваться. Возможно, мы не все сделали, чтобы убедить людей, так сказать, в искренности намерений. Отсюда - и отсутствие восторгов.
- Но давайте все равно закончим интервью какой-нибудь приятной новостью...
- Указом президента установлен новый профессиональный праздник - День российского предпринимательства. Отмечаться он будет 26 мая. Начать готовиться к нему тем, у кого праздника до этого не было, - самое время.
Елена Малышева