выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Малый, вперед

15.04.2008Бизнес (5669)
В 2008 году господдержка
малого бизнеса в Красноярском крае составит 90 млн рублей. Об этом в ходе
конференции «Бизнес и власть: стратегия взаимодействия» заявил заместитель
губернатора края Эдхам Акбулатов.

В 2008 году господдержка малого бизнеса в Красноярском крае
составит 90 млн рублей. Об этом в ходе конференции «Бизнес и власть:
стратегия взаимодействия» заявил заместитель губернатора края Эдхам
Акбулатов. На конференции чиновники и бизнесмены обсудили приоритетные
направления развития малого бизнеса в регионе, а также узнали о мерах,
которые собирается предпринять правительство России по поддержке малого
предпринимательства. На первый взгляд они кажутся революционными.


Малый бизнес в ближайшей перспективе должен
стать рычагом в создании новой модели организации российской
промышленности: он должен встраиваться в производственные цепочки
крупных промышленных предприятий. Однако, по мнению экспертов, пока в
этой сфере больше проблем, чем достижений.


И в первую очередь речь идет о том, что на сегодняшний день почти
половина предприятий малого бизнеса занята в сфере торговли, в то время
как курс на инновационное развитие экономики предполагает его активное
участие в промышленности, строительстве, разработке наукоемких
технологий. Кроме того, малый бизнес должен прийти в другую
стратегически важную сферу – социальное развитие, то есть в
здравоохранение, дошкольное и внешкольное образование и социальное
обслуживание.


Импульс для территорий


О краевой целевой программе по развитию и поддержке малого и
среднего бизнеса на конференции рассказал заместитель губернатора Эдхам
Акбулатов. По его словам, в крае за четыре года ее действия объемы
средств, выделяемых на поддержку, увеличились почти в 4 раза: до 2010
года по данному направлению из бюджета будет выделено 310 млн рублей.


– Сейчас важно сохранить преемственность уже существующих форм
государственной поддержки малого бизнеса, хотя разрабатываются и новые
направления. В первую очередь это различного рода субсидирование
расходов предпринимателей, главным образом связанных с развитием
бизнеса: созданием новых фондов и производств. Программа принята до
2010 года, это означает, что есть гарантии того, что расходы, которые
уже произведены, будут транслированы и далее, – заявил Акбулатов.
Начальник отдела развития предпринимательства и потребительского рынка
департамента экономического планирования и промышленной политики
администрации края Дмитрий Лукашевский в своем выступлении отметил, что
только в 2008 году средствами прямой финансовой поддержки будет оказана
помощь 550 субъектам малого бизнеса, а привлеченные в отрасль
инвестиции составят порядка 2 млрд рублей.


Кроме того, Лукашевский заявил, что с 2008 года практически все
меры финансовой поддержки оказываются в заявительном порядке, а также
введены мероприятия по софинансированию программ развития малого
бизнеса в районах края.


– Территории разрабатывают и заявляют свои программы, краевой бюджет
выделяет средства: для дотационных территорий 80%, для остальных – 50%.
В Красноярске, Железногорске и Норильске ситуация иная: 30% средств
выделяет краевой бюджет, остальное – местный, – отметил Лукашевский.


Меры от МЭРТа


Присутствовавший на конференции директор департамента
государственного регулирования в экономике Министерства экономического
развития и торговли Андрей Шаров рассказал присутствующим, что
министерство разработало и внесло на рассмотрение правительства
комплекс мер по созданию благоприятных условий для малого бизнеса.
Масштабный документ содержит 53 предложения.


В частности, МЭРТ предлагается внести ряд изменений в законодательство
России о приватизации. Для малых предпринимателей предлагается
уменьшить в три раза задаток при проведении торгов по покупке
недвижимого имущества и увеличить рассрочку оплаты до 5 лет. Комплекс
мер предполагает также облегчение доступа малых и средних предприятий к
финансовым ресурсам банков, упрощение налогообложения в сфере единого
налога на вмененный доход, а также облегчение условий регистрации
предприятий.


Что касается институтов развития, то их помощь малым предприятиям
должна увеличиться. Парадоксально, но факт: по данным экспертов,
сегодня 90% бизнеса развивается на деньги, занятые у родственников и
друзей. По мнению МЭРТ, кроме помощи региональных венчурных и
гарантийных фондов, а также грантовой поддержки, нужно создать правовые
условия для софинансирования программ развития малого бизнеса за счет
средств федерального бюджета.


Некоторые меры, которые может поднять малый бизнес, правительство скоро
рассмотрит на своих заседаниях. В частности, предлагается заменить
лицензирование отдельных видов деятельности на обязательное страхование
ответственности и финансовые гарантии. В этом случае третьи лица смогут
получить денежные компенсации.


Перечень сертификации видов продукции будет сокращен, причем очень
существенно. Ведь на то, чтобы, скажем, сертифицировать только одну
функцию многопрофильного медицинского прибора, предприниматель должен
выложить 120 тысяч рублей. От сертификации предполагается перейти к
добровольному декларированию. А экспертиза деятельности малых
предприятий должна носить исключительно публичный характер.


Доступ к ресурсам


Среди предложений МЭРТ выделяются меры по обеспечению
недискриминационного доступа к ресурсам естественных монополий,
облегчению доступа к объектам инфраструктуры. По мнению чиновников,
необходим постепенный отказ от практики взимания платы за подключение
предприятий к энергосетям и переход к тарифам на передачу
электроэнергии. Сейчас плата за присоединение в ряде регионов носит
«заградительный характер»: в прошлом году 60% заявок от малых
предпринимателей на подключение к энергосетям не было удовлетворено, а
совокупные издержки малых компаний, которые получили услугу по
присоединению, составляют в год не менее 43 млрд рублей.


МЭРТ предлагает снизить для малого бизнеса плату за технологическое
присоединение к электросетям, газопроводам, тепловым и водоканальным
сетям. Правительство должно установить порядок контроля за применением
платы за технологическое присоединение и ввести стандартизированные
тарифные ставки, определяющие величину платы.


В региональные программы развития субъектов малого и среднего
предпринимательства, по мнению МЭРТ, должно быть включено
субсидирование затрат на присоединение к электросетям в приоритетных
сферах (до 100 кВт). Предполагается также установление более низкого
уровня платы за технологическое присоединение в рамках промышленных
парков, технологических парков и бизнес-инкубаторов. Причем такие
«очаги благополучия» должны появляться рядом с вузами. И тогда мечта
чиновников об инновационном треугольнике «наука – бизнес – образование»
начнет воплощаться в жизнь.


Проверки по лимиту


Основным барьером для развития малого бизнеса, по мнению экспертов,
продолжает оставаться чрезмерный административный прессинг. Уже на
стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список
согласований, Одни только легальные затраты малых предприятий на
проверки составляют около 10% выручки малых предприятий, что делает
малый бизнес просто невыгодным.


Сегодня в России формально нельзя без повода прийти с проверкой на
предприятие, зато очень легко можно это устроить по любым жалобам. В
ближайших планах – воспретить надзорно-контролирующим органам посещать
с проверками малые предприятия даже в случае жалоб на их деятельность.
Инспекторы могут прийти в компанию, только если есть судебный акт и
прокурорское решение. Причем первая проверка должна заканчиваться не
штрафом, а предписаниями.


Сейчас только на федеральном уровне за малым бизнесом надзирает
около 30 контрольных органов. А надзор милиции вообще процессуальными
нормами не предусмотрен. По оценкам специалистов, малые предприятия
России платят проверяющим до 1,5 трлн рублей ежегодно.


Разработчики документа считают, что меры, которые принимаются для
борьбы с коррупцией и бюрократией, должны быть радикальными, а
ответственность за нарушение закона – жесткой. И в первую очередь это
касается чиновников и лишь потом бизнесменов.


Комментарий


Директор департамента государственного регулирования в экономике
Министерства экономического развития и торговли РФ Андрей ШАРОВ:


– У МЭРТ существуют приоритетные направления по развитию малого
бизнеса: это сферы промышленности, строительства, ЖКХ и инновационных
технологий. Новый, и очень важный, аспект – социальные услуги:
здравоохранение, образование. Это основные сектора, где малый бизнес
должен вырасти на порядок. Если мы не снимем административные барьеры,
то не добьемся взрывного роста малого бизнеса, новые компании просто не
будут появляться. Создана правительственная комиссия по малому и
среднему бизнесу, подобные органы будут созданы вплоть до
муниципалитетов. Кроме того, Генеральной прокуратурой и Минюстом будет
налажен мониторинг за нормативными актами: как ведомственными, так и
региональными.


Мнение


Председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания Красноярского края Михаил ВАСИЛЬЕВ:


– Многие руководители разного уровня неоднократно поднимали вопрос о
необходимости снижения административного давления на малый бизнес, но
до сих пор все заканчивалось на стадии разговоров, обсуждений и
констатации фактов. То, что сегодня избранный президент Дмитрий
Медведев обозначил это как одну из первоочередных задач, – вселяет
надежду, что такого рода мероприятия будут подготовлены и выполнены.
Хотя это сложный процесс, поскольку большинство федеральных структур,
занимающихся такого рода контролем, действуют в рамках собственного
законодательства.


Факты


Наиболее привлекательными для предпринимателей остаются
непроизводительные сферы деятельности: торговля и общественное питание.
Доля оборота торговых организаций в 2005 году составила 75% от оборота
всех малых предприятий, в 2006 году – 80,3%. На долю оборота
промышленных организаций в 2005 году приходилось 10,3% (в 2006 году –
7,3%) от общего числа малых предприятий, строительство – 3,6%, сельское
хозяйство – 1,1%. Количество действующих малых предприятий (без учета
индивидуальных предпринимателей) в Красноярском крае в 2004 году
составило 11 305, в 2005 году – 9800, в 2006 году – 10 500. На
сегодняшний день объем инвестиций малого бизнеса в основной капитал
составляет менее 4% от общего объема по экономике, вклад малых
предприятий в ВВП страны не превышает 17%, а доля инновационных
предприятий – не более 1%, в здравоохранении и образовании – также
менее 1%.