рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Власть должна не подменять бизнес, а создавать для него благоприятные условия
бизнеса, говорили в конце прошлой недели на заседании госсовета в
Тобольске. Чуть раньше варианты решения этой проблемы, а также других
масштабных задач мы обсуждали с первым заместителем председателя
правительства Свердловской области по экономической политике и
перспективному развитию Михаилом Максимовым на "деловом завтраке" в
Уральском представительстве "Российской газеты".
О том, как убрать барьеры, препятствующие росту малого и среднего
бизнеса, говорили в конце прошлой недели на заседании госсовета в
Тобольске. Чуть раньше варианты решения этой проблемы, а также других
масштабных задач мы обсуждали с первым заместителем председателя
правительства Свердловской области по экономической политике и
перспективному развитию Михаилом Максимовым на "деловом завтраке" в
Уральском представительстве "Российской газеты".
Российская газета: Михаил Игоревич, с момента
назначения министром экономики и труда вы не только много ездите по
области, но и очень активно участвуете во всех экономических
конференциях. Нащупали болевые точки?
Михаил Максимов: Наверное, будет слишком
популистским говорить, что за полгода мы поняли, как все проблемы
решать. Речь идет не о болевых точках, а о том, что надо создать в
области среду, которая бы позволила экономике развиваться. Я уверен,
что социальную сферу нужно развивать планово. Но экономику в
сегодняшних условиях одним лишь созданием программ не поднять.
РГ: В последнее время в правительство Свердловской
области пришли молодые люди, в числе которых и вы. По вашему мнению,
означает ли это, что меняется формация руководителей?
Максимов: Наш губернатор очень четко понимает, как
область должна развиваться в каждый период времени. И в зависимости от
поставленных целей он подбирает и команду - людей, которые именно в
этот момент могли бы наиболее эффективно реализовать задачи
регионального масштаба. Сейчас и перед областью, и перед страной стоят
очень интересные задачи, но решить их, используя старые подходы, не
получится - нужно совсем другое мышление. Нужно не опекать бизнес, а
помогать ему; не собирать с предприятий их планы, а потом формировать
из них программы, а разрабатывать свою программу и воплощать ее в
жизнь. Мы, конечно, должны подталкивать предпринимателей, ставить более
амбициозные задачи и под них искать компании, которые будут эти задачи
реализовывать. То есть, создавая программу, идти не от земли, а от
мечты - пусть экспертной, но мечты.
РГ: Вы пришли во власть из другой среды. Вы не сталкиваетесь с тем, что многие чиновники относятся к бизнесу пренебрежительно?
Максимов: Президент сказал всем чиновникам, что
нужно помогать предпринимателям и хватит с них драть три шкуры. Это
посыл от первого лица государства, а чиновник - лицо подотчетное. На
самом деле среда везде одна, просто задачи иногда разные. В бизнесе они
более конкретные. Однако цель административной реформы - чтобы задачи
госаппарата были не размыты, чтобы чиновник отвечал за свою работу по
таким же критериям, что и менеджер на предприятии.
Сегодня интерес у государства и бизнеса общий - увеличить
производительность труда в четыре раза. Бюджет формируется главным
образом из двух источников - налогов на прибыль и на доходы физических
лиц. Если мы хотим построить больше больниц и школ, нужно поднять
зарплату и увеличить прибыль в реальном секторе. А к этому путь только
один - модернизация, повышение эффективности производства. И это
понимают все.
РГ: В вашей официальной биографии сказано, что вы занимались выведением предприятий из кризиса. Вам этот опыт сейчас помогает?
Максимов: Во времена реформ у нас каждый человек
побывал "антикризисным управляющим" - выводил из кризиса либо
предприятие, либо хотя бы свою семью. Сейчас задача стоит другая -
развитие, а оно требует многократно больших усилий. Кризис - это
понятно: утонул корабль, вон берег - греби до него, сколько сил хватит.
А развитие - это совсем другое: надо прежде всего понять, куда вообще
грести.
РГ: А какие у Свердловской области основные ориентиры: куда же всетаки грести?
Максимов: Я бы взял за основу структуру занятости.
А ее определяет эффективность экономики. Невозможно, копая яму лопатой,
получать достойную зарплату. Люди должны переходить в те сектора, где
выше производительность и где больше платят. А мы должны помогать эти
сектора создавать, поддерживая инициативу бизнеса.
РГ: У нас пока самая высокая зарплата на
металлургических предприятиях. Будет ли со временем меняться структура
региональной экономики в сторону инновационного производства?
Максимов: Металлургия - это основа, стержень
региональной экономики. И металлурги в поддержке государства не особо
нуждаются. Наша задача - сосредоточиться на тех, кто не имеет таких
ясных перспектив развития. Я просто не люблю лозунги. Когда я слышу
"инновации", "нанотехнологии" - это все хорошо, но некорректно говорить
об отдельных направлениях, которые стоит поддержать: невозможно решить
за предпринимателя, что ему делать, куда вкладывать деньги. Это такая
огромная масса инициативных людей, которую не подменит ни одно
министерство экономики. Главное этим людям создать доступ к ресурсам.
Они сами найдут сферы их применения.
РГ: Вы говорили о создании благоприятных условий
для того, чтобы бизнес из других регионов пришел к нам, на Средний
Урал. Что, на ваш взгляд, нужно в первую очередь сделать, чтобы возрос
поток инвестиций в область?
Максимов: Еще раз подчеркну: я верю в среду, а не в
программу. Не нужно обольщаться, что если зарегистрировать особую
экономическую зону, то уже завтра пойдет вал инвестиций. Работа по
формированию благожелательной к бизнесу среды достаточно сложная, и она
требует постоянного внимания на всех уровнях власти. Например, сейчас в
связи с изменениями в законодательстве очень усложнилась процедура
экспертизы проектов - не только при возведении жилья, но и для тех, кто
хочет построить новый цех, новую фабрику. Это явный тормоз развития
предпринимательской активности, и мы работаем над тем, чтобы устранить
его.
Что касается крупных проектов, нужно переходить от поддержки к
участию. Чтобы привлечь бизнес, надо снизить риски. А риски минимальны
в том случае, когда государство и бизнес несут их вместе. Чтобы
предприниматель понимал: когда он приходит в Свердловскую область,
начинает строить завод, а власть подвела к этой площадке дорогу, газ -
это значит, что мы его не бросим, будем поддерживать, поскольку вложили
бюджетные средства.
Еще один момент - кадровый потенциал. Дефицит кадров, особенно
квалифицированных, все более ощутим, и люди будут мобильны. Человек,
устраиваясь на работу, обращает внимание не только на условия труда, но
и на условия жизни. И это очень важно. Как и то, что если на территории
нет инициативных, уверенных в себе людей, которые готовы рисковать,
которые горят желанием реализовать свои идеи, если они не чувствуют
поддержки власти, то развитие экономики высокими темпами невозможно.
Ведь во главе любого процесса стоит человек с горящими глазами. Важно
для таких людей создать максимально благоприятные условия, чтобы они не
бились о стенку бюрократических преград, а занимались самым главным -
создавали свой бизнес, свое производство и не переживали, что с этим
бизнесом будет дальше. Что и область, и муниципалитет так же
заинтересованы в развитии их бизнеса, как и они сами.
РГ: В последнее время очень много говорится об
устранении преград, мешающих развитию малого бизнеса. Что делается в
нашем регионе в этом плане?
Максимов: Именно в нашей области, одной из первых в
стране, была введена практика поддержки малого бизнеса - аналог
немецких институтов. Сейчас стоит задача предоставить предпринимателям
целевую поддержку. Роль малого бизнеса в первую очередь в том, что он
доводит продукт от научной разработки до серийного производства. У нас
же в стране он пока сосредоточен в основном в сфере торговли и услуг.
Нужно так перестроить институты поддержки малого предпринимательства,
чтобы оно пошло в сферу высоких технологий.
РГ: Недавно малый бизнес Свердловской области
подписал трехстороннее соглашение с властью и профсоюзами. Сами
предприниматели не скрывали, что их буквально заставили взять на себя
практически невыполнимые обязательства. Как вы оцениваете перспективы
этого соглашения?
Максимов: Есть предприятия, которые могут работать
с очень хорошей прибылью, но они отравляют окружающую среду. И задача
власти, чтобы такие предприятия вытеснялись с территории. Точно так же
у многих предпринимателей есть стремление использовать дешевую,
неквалифицированную рабочую силу, вместо того чтобы внедрять новые
технологии. И трехсторонние соглашения задают в этом плане ориентиры.
Власть должна отстаивать интересы общества, в том числе и в
отношениях с бизнесом. Согласно последним исследованиям по
конкурентоспособности, у нас огромные диспропорции в экономике: есть
компании, по производительности труда в 20 раз отличающиеся друг от
друга. Тот, кто на порядок менее эффективен, просто не должен
существовать, и мы обязаны создать такие условия, что он либо
модернизирует свое производство, либо на его место придет другой. Мне
кажется, это нормальный подход.
РГ: Но, кроме кнута, должны быть и какието
пряники. Используются ли для этого налоговые льготы на региональном
уровне и другие механизмы?
Максимов: Налоговые льготы хорошо привлекают
крупные корпорации: если у компании миллиардный оборот, получив
пятипроцентную льготу, она сэкономит 50 миллионов. А для малого бизнеса
налоговая льгота, которую мы дадим сегодня, завтра будет съедена
штрафом за противопожарную безопасность или еще за чтонибудь. Для них
важней снижение рисков и доступность финансовых ресурсов.
РГ: Ресурсы сейчас есть, в том числе и из
федерального бюджета выделяются средства на реализацию региональных
проектов. Но беда зачастую в том, что мы не можем как следует
представить свои задумки в Москве.
Максимов: Это действительно существенная проблема.
К примеру, сейчас мы боремся за получение статуса особой портовой зоны,
чтобы привлечь дополнительные федеральные средства на развитие
территории вокруг аэропорта. Планировалось, что бизнес сам создаст
концепцию, просчитает затраты, подготовит все документы, а мы к этому
пакету должны лишь "приделать ноги" - добавить лоббистский ресурс и
защитить проект. Но зачастую бизнес не хочет брать на себя подготовку
такой документации, финансировать подготовку проекта - когда еще эти
деньги вернутся!
РГ: Пример с портовой зоной, наверное, очень
показательный. Сейчас много говорят о государственночастном партнерстве
или частногосударственном. Какое всетаки слово должно стоять впереди?
Кто должен выступать с инициативой такого партнерства?
Максимов: Безусловно, партнерство должно быть
частногосударственным. Потому что государство только поддерживает
инициативы предпринимателей. Есть, конечно, крупные проекты, типа
самолетостроения, атомной отрасли, где без прямолинейного вмешательства
государства ничего не сдвинется. Но в те сферы, где предпринимательская
активность и без того развита, государству входить нельзя. И еще надо
сопоставлять государственные вложения с частными - скажем, со 190
миллиардами частных инвестиций в основной капитал, которые пришли в
экономику области в прошлом году. Если государство при этом приходит с
одним - двумя миллиардами, то лучше на эти деньги детские сады
построить.
РГ: В мае в Свердловской области традиционно
проходит Российский экономический форум. И раньше всегда
подчеркивалось, что он не носит инвестиционного характера. Но в этом
году всетаки происходят некоторые сдвиги в этом направлении. С чем это
связано?
Максимов: Нынешний форум будет все же больше
теоретическим, но на нем будут обсуждаться проблемы инвестиционной
политики регионов: что региональная власть может сделать для того,
чтобы помочь развитию экономики на своей территории. В целом же на
форум нужно смотреть с двух сторон: чем он может быть полезен региону и
тем, кто сюда прилетает. Мы должны использовать РЭФ, чтобы максимальное
количество людей знало о нашем регионе, о том, что это мероприятие
интересно, чтобы они захотели вернуться и дальше вести дела с областью.
Но нам необходимо занять свою, особую нишу, сделать так, чтобы форум в
Екатеринбурге стал событием, чтобы сюда стремились предприниматели и
люди науки. Но для этого требуется новый подход к его организации.
Досье "РГ"
Михаил Максимов, первый заместитель председателя
правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному
развитию - министр экономики и труда. Курирует комплекс вопросов по
формированию государственной экономической, социальнотрудовой и финансовой
политики Свердловской области.
Родился 8 октября 1974 года в городе Переславль Ярославской
области. Окончил Государственную финансовую академию при правительстве РФ;
работал в администрации Сергиева Посада (Московская область), где занимался
решением вопросов привлечения инвестиций и выведения предприятий из кризиса,
затем перешел в крупную московскую промышленную группу "НИТОЛ",
которую вскоре и возглавил. С июля 2003 года начал работать в екатеринбургском
аэропорту Кольцово, с 2005 года - генеральный директор аэропорта. Затем работал
генеральным директором ФГУП "Администрация гражданских аэропортов
(аэродромов)", Москва. С октября 2007го - министр экономики и труда
Свердловской области.