выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Кредиты требуют доверия

08.04.2008Бизнес (5669)
Когда крупные клиенты давно поделены, а рынок физлиц более-менее освоен,
кредитование малого бизнеса становится одной из самых перспективных ниш. Банкиры признаются, что это один из немногих неохваченных банками
крупных сегментов рынка, в котором существует реальный и
неудовлетворенный спрос.
Когда крупные клиенты давно поделены, а рынок физлиц
более-менее освоен, кредитование малого бизнеса становится одной из
самых перспективных ниш.


Банкиры признаются, что это один из
немногих неохваченных банками крупных сегментов рынка, в котором
существует реальный и неудовлетворенный спрос. По данным Альфа-банка,
темпы роста данного сегмента в последние 2-3 года составляют 70-100% в
год, а спрос удовлетворен в лучшем случае на треть.

Проблемы и перспективы рынка представители банков и малого бизнеса обсуждали на круглом столе.

Несмотря на обоюдный интерес к этому процессу (и попытки государства
оказать поддержку), ни банки, ни малый бизнес все еще не готовы
доверять друг другу. Одни опасаются за ценную информацию о своем
бизнесе, другие - за денежные средства, предоставленные на рискованных
условиях.

Наталия Минакина, начальник департамента развития малого бизнеса в СЗФО МДМ Банка

«Сегодня малый бизнес испытывает трудности с финансированием. И мы,
конечно, далеко не весь потенциальный спрос еще удовлетворили. Если мы
получаем организацию, например, на расчетно-кассовое обслуживание,
половина их таких клиентов потенциально может заинтересоваться услугами
кредитования».

Олег Бондарев, ведущий специалист по кредитованию малого бизнеса Санкт-Петербургского филиала «Банка Москвы»

«Инфляция и конкуренция заставляют сегодня организации, которые ранее
не привлекали заемных средств, обращаться к банкам, потому что иначе
они практически не могут работать и развиваться. Тенденция последнего
времени показывает, что необходимые им суммы кредитов и общее их
количество увеличиваются. 70% кредитного портфеля банка составляют
кредиты, выданные организациям, которые перешли из других банков либо
уже имели кредитную историю в нашем банке».

Алексей Михайлов, начальник управления по работе с малым бизнесом банка «УралСиб»

«Мы постоянно сталкиваемся с представителями малого бизнеса, которые
еще никогда в жизни кредитом не пользовались, которые даже не знают,
как это делается. У самого бизнеса возможностей кредитования больше,
чем было раньше. Кроме того, до этого банки не рассматривали в качестве
клиентов индивидуальных предпринимателей. Сейчас уже есть такие
программы, по которым мы в состоянии кредитовать вне зависимости от
того, какая у организации отчетность».

Марина Арнольди, управляющая Санкт-Петербургским филиалом банка «Союз»

«За все эти годы мы так и не изжили у предпринимателей страха перед
обращением в банк. Все равно есть такое мнение, что банк - структура
бюрократическая и из клиента выжмут все соки, прежде чем выдадут
мало-мальский кредит. Но если сложить количество кредитов, которые все
присутствующие банки предоставили предпринимателям и субъектам малого
бизнеса, уверяю, что получится достаточно внушительная цифра».

Сергей Бобров, заместитель начальника управления обслуживания клиентов «Инвестиционного торгового банка»

«Проблем с выдачей кредита не будет, если у клиента уже хорошо
отлаженный бизнес, есть залог и оборот по счету. Мы просто
рассматриваем заявку и выдаем кредит. Другое дело, если малый бизнес
еще только строится. Никто не может однозначно сказать, как здесь быть:
если такой клиент приходит в банк, ему либо советуют взять кредит на
себя как на физическое лицо, либо идти другим путем. Сейчас стали
создаваться различные фонды поддержки, но, как правило, у них также
много ограничений. Проблема в том, что малый бизнес непрозрачен для
банковской структуры, что заводит дело в тупик».

Александр Рязанов, заместитель начальника управления развития бизнеса филиала ОАО КБ «Стройкредит» в Санкт-Петербурге

«Когда клиент обращается к нам за кредитом, самое трудное - понять
особенности его бизнеса. Нередки случаи, когда собственник приходит к
нам и просит посчитать его активы и, соответственно, возможности по
кредитованию. Конечно, посчитать все по управленческой отчетности
невозможно, но специфика сейчас такова, что эксперты нашего банка уже
могут практически на глаз определять, например, объемы торговли
компании за месяц».

Александр Волгин, директор Дирекции по кредитованию среднего бизнеса Балтийского банка

«В настоящее время малый бизнес все-таки имеет достаточно непрозрачную
структуру. Еще одна преграда - недостаточность залога. Но этот рынок
развивается очень активно. Если посмотреть, как изменились предложения
банков за последние два года, то можно увидеть поcпостоянное увеличение
сумм и сроков кредитования. Если года полтора назад максимальные суммы
составляли до 300 тыс. рублей, то сейчас идет повышение уже до 2 млн
рублей.

Согласно общей статистике, наблюдается рост объемов кредитования:
2006 г. - на 70%, 2007 г. - на 50%. Ожидается, что примерно такими же
темпами рост будет продолжаться и, в основном, это будет происходить за
счет небольших городов. Сейчас банки все больше идут в регионы.

Основная конкуренция идет не столько на уровне ставок. Для клиентов
является важным скорость принятия решений, размер необеспеченной части
кредита, сроки кредитования и уровень обслуживанпия».

Марина Вилис, директор департамента малого бизнеса Балтинвестбанка

«Потенциал роста рынка кредитования заключается в повышении общей
стабильности работы малого бизнеса. Проблемы, которые возникают у наших
клиентов связаны не только с тем, что они не «просчитали бизнес», а с
требованиями, которые идут от надзорных и фискальных органов.

Сегодня определенные направления бизнеса в Петербурге испытывают
трудности. Я могу назвать те отрасли, которые определенно сложно
кредитовать, - это розничная торговля. Городом поддерживаются инновации
и производство: с такими заемщиками удобно и интересно работать, но их,
к сожалению, не так уж много».

Жанна Ваулина, директор филиала Первого республиканского банка

«При обращении клиентов банк обязан помочь потенциальному заемщику
изыскать залоговое обеспечение или сориентировать его на беззалоговое
кредитование. Такой подход позволяет оценить бизнес даже в условиях
того, что 30% отчетности малого бизнеса проходит официально и 70% - по
управленческой отчетности».

Галина Опалишкина, директор кредитного департамента ОАО «СИАБ»

«Для минимизации рисков при предоставлении кредитов субъектам малого
бизнеса наш банк принимает поручительства ОАО «Агентство кредитного
обеспечения» в размере до 50% обязательств по кредитному договору. Опыт
сотрудничества с этой организацией позволяет сказать: проблемы
просроченных платежей у банков будет оставаться, если обязательства по
договору полностью не покрыты имущественным обеспечением. В таком
случае к поручителю, исполнившему обязательства переходят права
требования в том же объеме, в котором поручитель удовлетворил
требования банка».

Игорь Трусканов, управляющий проектом MUSICMAG

«Я считаю, что кредитованию малого бизнеса в большей степени, чем
сегодня, должно способствовать государство. Задача городской
администрации - организовать взаимодействие между банкирами и
предпринимателями».

Александр Чепелкин, начальник департамента по работе с корпоративными клиентами банка «Югра»

«Кроме государственных фондов поддержки малого бизнеса, немаловажно
nакже развивать страхование . Прежде всего речь идет о возможности
страхования предпринимательских рисков и имущества как залога».

Ирина Графова, советник председателя правления ОАО «Банк Санкт-Петербург»

«Перспективы кредитования заключаются в индивидуальном подходе к
клиенту. Для него важно, чтобы банк учитывал особенности его
деятельности и специфику учета. Стандартные кредитные продукты, даже
если их большое количество, не дают возможности финансировать
потребности бизнеса в полном объеме. В настоящих условиях рисковать и
кредитовать бизнес «со старта» банк не может. Это слишком большой риск.
каждый банк определяет минимальный срок деятельности клиента: в
основном от 3 до 12 месяцев».

Сергей Поздников, начальник сектора кредитования малого бизнеса Северо-Западного банка Сбербанка России

«Если говорить о формах государственной поддержки, стоит отметить, что
в 2005 г. правительство Петербурга начало реализовывать свою первую
программу по субсидированию процентных ставок. Сейчас, к 2008 г., по
этой программе выдано всего 365 кредитов. Увеличение количества
выданных кредитов произошло буквально за последние полтора года. Правда
новая программа субсидирования процентных ставок имеет ограничения,
распространяющиеся на кредитование розничной торговли».

Александр Хайкинсон, начальник управления малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка:

««По нашим оценкам, удовлетворенность рынка малого и среднего бизнеса в
кредитовании составляет не более 50%. При этом большинство клиентов не
обращаются в банк и не имеют опыта общения с банком по вопросу
кредитования, зачастуя просто не доверяя банку. Это просходит из-за
того, что клиенты полагают, что банк может использовать полученную
информацию в своих целях, для передачи ее проверяющим органам или
конкурентам, однако эти опасения не имеют никакой почвы для оснований.
Здесь надо понимать, что малые предприятия доверяют нам информацию, а
банк рискует реальными деньгами, и в первую очередь не заинтересован в
ухудшении финасового положения своих заемщиков».

Алексей Третьяков, председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.

«По итогам 2007 г. доля малого бизнеса в валовом региональном продукте
была запланирована на уровне около 29%, на 2011 г. планируется около
25%. Когда выйдет федеральный закон о торговле, который ограничит
аппетиты сетевиков, банки получат колоссальный приток заемщиков, так
как предпринимателям потребуются кредитные линии на приращение и
реконструкцию 211 зон мелкорозничной торговли, оставшихся в городе. Уже
сегодня многие из них стоят больше $1 млн. У нас нет ни одной
отечественной торговой сети в городе: все они с участием иностранных
инвесторов.

Если нет конкуренции на рынке торговли, начинает рассыпаться вся
цепочка. Поэтому если малый бизнес к банкам не идет, я этому рад. Это
означает, что представители малого бизнеса - люди ответственные,
которые понимают все риски».

Юлия Отпущенко, руководитель ДО «Отделение на Московском» КМБ БАНК

«Стоит отметить, что наши предприниматели, которые приходят в банк за
кредитами - это люди, которые предпринимают, а не ждут поддержки».

«Банк - структура бюрократическая, и из клиента выжмут все соки, прежде чем выдадут мало-мальский кредит.

Марина Арнольди, управляющая Санкт-Петербургским филиалом Банка «Союз»,
начальник управления малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка

Справка

Число малых предприятий Петербурга

180 тыс. Но по факту - около 60 тыс. с учетом, что часть компаний уже
не работают, и на каждого предпринимателя обычно зарегистрировано
несколько фирм.

«Сегодня определенные направления бизнеса в Петербурге испытывают трудности: например, розничная торговля.

Марина Вилис, директор департамента малого бизнеса Балтинвестбанка

Динамика

Рынок кредитов

102 кредита на сумму 650,3 млн рублей выдали банки Северо-Запада за 9 месяцев 2007 года.

Лидер рынка - Северо-западный банк Сбербанка РФ выдал 365 кредитов с 2005 г. на сумму 1,4 млрд. рублей.

«Если малый бизнес к банкам не идет, я рад: их просто не хотят подставлять»

Алексей Третьяков, председатель Совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка

Иванова Екатерина