выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Рост без отдачи

28.03.2008Бизнес (5669)

Ассоциация менеджеров и ИД "Коммерсантъ" провели
традиционный опрос российских предпринимателей в рамках проекта по расчету
индекса деловой активности. В этот раз он был посвящен проблемам роста:
опережающего — зарплат и сильно отстающего — малого бизнеса.


Ассоциация менеджеров и ИД "Коммерсантъ" провели
традиционный опрос российских предпринимателей в рамках проекта по расчету
индекса деловой активности. В этот раз он был посвящен проблемам роста:
опережающего — зарплат и сильно отстающего — малого бизнеса. Выяснилось, что с
точки зрения бизнеса с первым бороться не особенно и нужно, а вторую проблему
должно решать государство, но пока не знает как.



Опрос
был проведен в период с 6 по 14 марта. В опросе приняли участие 116
топ-менеджеров и собственников российских компаний.


Корм не в коня
Первой темой, предложенной для обсуждения
российскому деловому сообществу по итогам февраля, стали результаты
исследования компании ФБК, посвященного уровню зарплат в России.
Согласно им, в 2007 году показатель зарплатоемкости ВВП (отношение
суммы выплаченных за год заработных плат к объему ВВП) в России достиг
34,8%, что на 1,5% больше, чем в 2006 году, а за последние восемь лет
он вырос более чем на 10%. Данный показатель в России уже больше, чем в
Италии и Норвегии, и почти такой же, как в Испании. Однако в этом мало
хорошего, ведь рост зарплат у нас объясняется благоприятной мировой
конъюнктурой на сырье и не сопровождается адекватным ростом
производительности труда, и подобная картина свидетельствует, что
экономика начинает "проедать" саму себя. Действительно, по данным
Росстата, реальная начисленная зарплата в 2006 году выросла на 13,3%, в
2007 году — на 16,2%. В то же время прирост производительности труда
все эти годы составлял 6-7%. Нам интересно было узнать, как
руководители предприятий воспринимают опережающий рост зарплат своих
сотрудников.

Участники опроса в принципе подтвердили данные
Росстата — 44,83% из них полагают, что рост заработной платы в 2007
году в России не соответствует росту производительности труда; еще
20,69% отметили, что "скорее не соответствует". Четверть (24,14%)
респондентов считают, что данный вопрос уместно рассматривать лишь в
разрезе отдельных отраслей. И лишь десятая часть предпринимателей
считает, что рост зарплат адекватен росту производительности труда.
Примечательно, что никто из них не затруднился с ответом.

При этом нельзя сказать, что опережающий рост
зарплат отрицательно влияет на экономические результаты деятельности
компаний — так считает только около трети бизнесменов (32,76%). Еще
примерно столько же полагает, что никак не влияет (30,17%) или даже
влияет положительно (34,48%). Отметим, что это может быть связано с
тем, что в разных секторах общий рост зарплат в стране сказывается
по-разному — например, в торговле и в промышленности.

Говоря о мерах, которые они принимают для
повышения производительности труда, бизнесмены на первое место ставят
внедрение современных эффективных управленческих технологий (63,79%),
на второе — повышение материальной мотивации сотрудников (56,03%), на
третье — техническое переоснащение производства (43,1%). Вопрос же, что
мешает этому самому росту производительности, выявил явного лидера
среди препятствий — им оказалась нехватка квалифицированных кадров с
результатом 64,66% голосов респондентов. Остальные получили как минимум
вдвое меньше: отсутствие стимулов со стороны государства — 29,31%,
отсутствие заинтересованности сотрудников — 25,86%, устаревшие основные
фонды — 21,55%, уровень компетенции руководства — 15,52%, отсутствие
финансовых ресурсов — 12,93%, отсутствие конкуренции у компании —
7,76%. Достаточно много — 12,07% — набрал и вариант "затрудняюсь
ответить".

Забота не в радость
Второй "темой месяца", предложенной вниманию
деловых кругов, стала ситуация вокруг развития малого бизнеса. В
феврале Минэкономразвития заявило, что в ближайшее время оно намерено
разработать пакет мер по упрощению функционирования малого и среднего
бизнеса в России. Ранее сделать это поручил министерству Владимир
Путин: на расширенном заседании Госсовета в Кремле он признал, что у
нас в стране крайне сложно заниматься малым бизнесом, и раскритиковал
чиновников, создающих бюрократические барьеры. "Это просто ужас
какой-то, до сих пор месяцами невозможно начать новый бизнес, пока не
получишь все справки! — возмутился президент.— Приходится ходить к
пожарным, санитарам, гинекологам". Пока чиновники решают, как лучше
выполнить наказ начальства, мы решили узнать, что думают об этом сами
бизнесмены.

В ответ на вопрос "Что в наибольшей степени
мешает развитию малого и среднего бизнеса в России?" ничего
принципиально нового мы не услышали. Главное препятствие — государство,
а именно процедуры оформления и получения различных разрешений,
согласования и т. п. (так считает 80,17% респондентов). Затем идут:
проверки различных государственных органов (56,9%), недостаточное
количество подходящих по цене и качеству помещений и сложность
подключения к различным коммуникациям (43,1%), нехватка доступных и
долгосрочных финансовых ресурсов (39,66%), налоговая нагрузка (36,21%).
Что интересно, нехватка человеческих ресурсов мешает развитию малого и
среднего бизнеса в наименьшей степени (8,62%).

Президент России констатировал, что "основное
количество малых и средних предприятий у нас работает в сфере
торговли", призывая, таким образом, развивать остальные направления. По
мнению предпринимателей, в первую очередь необходимо развивать малый и
средний бизнес в агропромышленном комплексе (62,93% ответов), сфере
социальных услуг (43,1%), производственной сфере (37,07%) и области
высоких технологий (27,59%). Сфера торговли набрала лишь 25,86%; 24,14%
голосов набрал вариант "направленно выбирать не надо — бизнес сам
знает, где ему развиваться".

В ответ на критику президента глава МЭРТа
Эльвира Набиуллина заявила, что министерство разработает стратегию для
решения проблем создания бизнеса с нуля. В том, что этого для развития
малого бизнеса будет достаточно, уверено лишь около 30% наших
респондентов, и то половина из них — что достаточно лишь в
краткосрочной перспективе.