выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Малый бизнес в России и в мире (по материалам официальной аналитики)

14.03.2008Бизнес (5669)


Большая часть малых предприятий и сегодня сосредоточена в
Центральном и Северо-Западном регионах, Москве, Санкт-Петербурге, Московской,
Ленинградской, Самарской, Саратовской, Нижегородской областях. В Москве и
северной столице на 1000 жителей приходится от 21 до 25 малых предприятий (в
отличие от 67 малых предприятий в среднем по России), что приближается к
уровню стран Центральной и Восточной Европы.



Большая часть малых предприятий и сегодня сосредоточена в
Центральном и Северо-Западном регионах, Москве, Санкт-Петербурге, Московской,
Ленинградской, Самарской, Саратовской, Нижегородской областях. В Москве и
северной столице на 1000 жителей приходится от 21 до 25 малых предприятий (в
отличие от 67 малых предприятий в среднем по России), что приближается к
уровню стран Центральной и Восточной Европы.



На этих примерах видно, что структура малого бизнеса далека от той, которая
способствует экономическому росту, созданию новых рабочих мест и формированию
высокотехнологичных направлений. Для многих же субъектов Российской Федерации
эти проблемы остаются исключительно острыми.



По вкладу малого бизнеса в ВВП, а это по расчетам около 1112%, Россия отстает
не только от развитых стран, где этот показатель составляет 5060%, но и от
многих стран Восточной и Центральной Европы с переходной экономикой.



В российских же регионах-лидерах вклад малого бизнеса в ВВП составляет более
2025%. Это подтверждает то, что есть реальные возможности постепенного
подтягивания других регионов до уровня регионов-лидеров.




Всех малых предпринимателей в мире объединяет одна не очень
приятная черта - склонность к скорому разорению. Банкротство накидывается на 7
из 10 предпринимателей в течение первых пяти лет их существования. Но
большинство малых фирм не исчезает - их капитал сворачивается и временно
переключается на производство новых видов товаров, работ и услуг.



Однако, это сходство, возможно, единственное. На сегодняшний день даже
нет единого и четкого определения малого бизнеса. Возьмем для примера ЕС. На
уровне правительства Европейского союза все более или менее ясно: экономисты
вывели два основных признака малой компании - ее численность (не более 250
человек) и годовой оборот (не выше 40 миллионов евро).



Но это только в теории. На деле у каждого члена ЕС свои понятия о малом
бизнесе. Например, во Франции малой компанией считается любая фирма с общей
численностью персонала до 50 человек. А в Германии у предпринимателя
подчиненных значительно меньше - от 1 до 9 человек, при этом введены
дополнительные ограничения годового оборота малой компании - до 700 тысяч евро.
Швейцария, не являющаяся членом ЕС, понимает под малым предприятием фирму с
численностью от 1 до 200 человек и годовым оборотом не более 20 млн. евро.



В США, Канаде, Японии и Китае критерии малых компаний устанавливаются для
каждой отрасли индивидуально. Американский магазин имеет право гордо именовать
себя малым предприятием, если его штат не превышает 50 сотрудников. В то же
время промышленная компания может также считаться малой при численности
персонала до 500 человек. Зато в Японии магазинчик является малым, только если
в нем работают до 5 человек. В Китае оптовая компания получает статус малого
предприятия при обороте до 30 млн. иен и численности персонала до 100 человек.



При этом подавляющее большинство - более 90% малых компаний в ЕС, США, Китае,
Индии и Бразилии - это мелкие предприятия с численностью не более 5 человек. А
их основная форма юридической организации - это частные предприниматели, или,
как принято говорить в нашей стране, ИП (индивидуальный предприниматель).



В России государство не очень-то щедро в отношении количественных критериев
малого бизнеса. Чем больше малых фирм, тем больше им давай льгот и преференций.
Поэтому штат малого предприятия не более 100 человек.



В ЕС 87% действующих предприятий, а это более 21 миллиона фирм малые
компании. Та же картина наблюдается и в корпоративных США, где каждая третья
семья трудится на благо малого бизнеса. От развитых государств не отстают и
развивающиеся рынки. Экономические чудеса Китая и Индии, Бразилии и Южной Кореи
на 80, а то и все 90% строятся на крепких плечиках малых бизнесменов. Россия пока остается страной крупных компаний и бюджетных предприятий. На
100 тыс. человек в нашей стране приходится всего лишь 612 официально
зарегистрированных малых компаний. В то время как в государствах ЕС этот же
показатель равен не менее 3000 малых компаний.



Численность занятых в малом бизнесе в России составляет примерно 12 млн.
человек - или 17% от общей массы работающего населения. А во Франции на поприще
малых фирм трудится 54% трудоспособного населения, в Италии - 73%, а в США -
70%.


Согласно данным Госкомстата, среднегодовая численность малых
предприятий в нашей стране колеблется от 5,5 до 6 млн. Есть у местных компаний
одна специфика - их очень трудно найти. Это такие компании, которые создаются
для разовых операций, для обналичивания и легализации денежных средств или для
каких-то еще определенно криминальных либо теневых целей. Доля мертвых фирм в
целом по России варьируется от 50% в Свердловской области, 45% и 47%
Санкт-Петербурге и Москве соответственно, до 36% в Республике Татарстан.



У российских экономистов есть еще один специфический термин - ложные малые
фирмы. Под это понятие подпадают неофициальные представительства крупных
компаний или их владельцев. Подобные фирмы открываются для нескольких целей:
выход на новые рынки, который выгоднее начинать с малых масштабов, дробление
деятельности крупной компании между десятками малых фирм. Оставаясь корпорацией
по существу и возможностям, такие компании незаконно пользуются льготными
кредитами, и дотации, и субсидии.