рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Как выживают мини-маркеты
Крупные торговые сети, пришедшие в 2007 году в Городецкий
район, оттянули у мелких магазинов покупателя. Предприниматели говорят, что
чиновники должны создать такую систему протекционизма, при которой приходящие
сети закупают товары первой необходимости - хлеб, масло, молоко - только у
местного бизнеса. Кто будет объединять?
В 2007 году на рынок Городецкого района пришли
такие сети, как “Перекресток”, “Магнит”, “Пятерочка”, SPAR, “Копейка”,
“Эльдорадо”, “Мебель Плюс”, “Элком”, “Райцентр”. Несмотря на увеличение
товарооборота (в г. Заволжье в сопоставимых ценах в 2007 г. он стал на
15% больше, чем в 2006 году), их приход отрицательно сказался на
бизнесе предпринимателей, имеющих небольшие магазинчики и мини-маркеты
площадью менее 50 кв. м. Сегодня выдерживать конкуренцию с крупными
сетями могут только торговые точки среднего класса формата “Магазин у
дома”, расположенные в жилых кварталах.
По словам начальника отдела промышленности, торговли и предпринимательства администрации Заволжья Нины Кудрявцевой,
местный бизнес проигрывает сетям и по технологиям, и по ассортименту, и
по качеству обслуживания. К тому же некоторые торговые точки уже не
отвечают санитарным требованиям из-за отсутствия в них водопровода и
канализации. У местных предпринимателей часто нет средств на высокую
зарплату работникам. Они боятся вкладывать деньги в ремонт, новое
оборудование, благоустройство прилегающей территории из-за того, что
аренда может быть не продлена. Ведь федерального закона на
первоочередное право выкупа магазина лицу, арендовавшему его в течение
трех лет, все еще нет.
Поэтому, по словам Кудрявцевой, чтобы
выжить, предпринимателям города и района надо объединяться и создавать
свои сети, сохранив при этом форму собственности. Только тогда они
смогут составить достойную конкуренцию иногородним компаниям. Так,
например, несколько лет назад поступили в Москве, и только благодаря
этому московские предприниматели, занятые в торговле, выжили.
Инициатива объединения должна исходить от бизнеса. По словам начальника управления экономики Городецкой районной администрации Оксаны Жестковой,
на территории района действует ряд структур, выражающих интересы
предпринимателей, в том числе и занимающихся торговлей. Это совет по
развитию предпринимательства при главе МСУ района, АНО “Городецкий
центр развития малого бизнеса”, гильдии предпринимателей г. Заволжья.
Но гендиректор ООО “Легенда” (сеть магазинов и одно кафе) Андрей Возов
считает, что идею объединения надо рассматривать на уровне первых лиц
района и города с присутствием представителей бизнеса, чтобы получить
гарантии и поддержку от властей.
Со своей стороны, выход из
ситуации Андрей Возов видит во введении в районе системы
протекционизма, как это сделано, например, в Арзамасе, где сетевики
торгуют продукцией первой необходимости — хлебом, молоком, маслом
только местных производителей.
Программы “Покупай арзамасское” в
действительности нет, говорит Оксана Жесткова, — она пока еще находится
в стадии разработки. А то, что шло под лозунгом “Покупай
нижегородское”, это был план мероприятий. И до середины 2007 г. при
разработке подобных программ “Покупай... чье-то” к ним был ряд вопросов
со стороны Федеральной антимонопольной службы, но летом была принята
федеральная программа “Развитие АПК на 2008—2012 гг.”, которая
позволяет ставить в приоритеты и продвигать товары местных
производителей в территориальном разрезе. “Согласно ей мы и будем
помогать нашим городецким компаниям, а в перспективе будет разработана
и районная программа “Покупай городецкое”. С другой стороны, некоторые
местные торговые организации имеют претензии к продукции городецких
производителей, например к хлебу, — сказала замначальника отдела
экономики и стратегического планирования администрации Городецкого
района Елена Крат. — Их не устраивает узкий ассортимент хлеба, иногда и его качество, также случаются нарушения графиков поставки.
Согласования мало
Проблема
высокой конкуренции в торговле, по мнению властей района, в том, что
бизнес в массе своей не прислушивается к рекомендациям “сверху”.
“Почему вы открываете магазины, а не мини-пекарню, турбюро или что-то
другое? — задала вопрос на встрече с предпринимателями Городецкого
района Елена Крат. — Юридической базы для того, чтобы настаивать на
строительстве того или иного объекта, у администрации нет, она только
дает согласование на открытие чего-либо согласно действующему
законодательству. Захотел человек построить торговый центр, пришел,
написал заявление. Если планом архитектурной застройки города
предусмотрено строительство торгового центра в каком-то месте, то
объявляется конкурс, и подай кто-то из вас в срок необходимые документы
на участие в нем, то и вы бы могли быть потенциальным застройщиком. По
окончании строительства уже ваше дело — сдавать его в аренду или
работать по франшизе.
По словам Оксаны Жестковой, положительные
примеры, когда предприниматели “прислушивались к нашим рекомендациям и
открывали, например, кафе, автомойки, есть, и они сейчас успешно
развиваются”.
Но из слов самих представителей бизнеса можно
сделать вывод, что контакта с властью в этом направлении нет. В
частности, по словам Андрея Возова, “складывается ощущение, что со
стороны местной администрации отсутствуют какие-то рекомендации, что
именно строить: пекарню, кафе или кинотеатр. Поэтому и строятся только
торговые центры, в которые затем приезжают “Перекресток”, “Магнит” или
какая-то другая иногородняя сетевая компания”. В Швейцарии, как сказал
городецкий предприниматель Георгий Колесов, рядом с продуктовым
магазином никогда не откроется подобный, муниципалитет просто не
разрешит это сделать, потому что эта торговая точка полностью
обеспечивает население близлежащих домов. У нас же магазины растут, как
грибы после дождя, где попало, а товарооборот... стоит на месте. То
есть местные предприниматели начинают работать себе в убыток. А цель
сетевиков понятна — захватить рынки, они приходят и дают минимальную
торговую наценку, мы себе такого позволить не можем, наша деятельность
просто станет нерентабельной. Поэтому я был вынужден пойти на франшизу
и плачу за использование брэнда 28 тысяч рублей ежемесячно, а если бы
не пошел на это, тогда бы погиб.
Куда уходят кадры
Открытие крупных магазинов создало и текучку кадров в местных торговых точках.
Дефицит
рабочей силы, подчеркнула Оксана Жесткова, характерен не только для
малых торговых предприятий района, но ощущается и на некоторых
промышленных. Это обусловлено сразу несколькими причинами: зарплата на
уровне прожиточного минимума (в малом бизнесе она в среднем по району 4
тыс. рублей), отсутствие соцпакета, негибкий график работы. Из-за этого
квалифицированные сотрудники предпочитают искать работу в крупных
сетевых магазинах района или вовсе уезжают в Нижний Новгород. Поэтому
привлекать и удерживать у себя кадры малый бизнес сможет только
нормальными условиями труда и высокой зарплатой.
Но сегодня в
Городце просто нереально приблизить зарплату торговым работникам к
уровню областного центра, констатировал Андрей Возов. Там совсем другой
товарооборот, другое количество покупателей, по сравнению с нашим
районом в десятки раз больше. А арендная плата, если брать окраины
Нижнего Новгорода (Автозавод, Сормово, Печеры), приблизительно
сопоставимая. “При всем желании я не смогу поднять зарплату своим
работникам, для этого мне надо поднимать цены. Но тогда у меня сразу же
упадет товарооборот и придется увольнять людей”.
В связи с
тяжелой кадровой ситуацией в районе Городецкий центр занятости
населения начал реализацию нового проекта “Я б в рабочие пошел”.
Районное райпо изъявило желание участвовать в нем и в течение четырех
месяцев обучать старшеклассниц профессии продавца. Но пока учениц всего
пять, и готовят их в расчете на работу в магазинах райпо в глубинке
района.
Сергей АРИСТОВ
В материале использована информация
со встречи руководителей Городца и района
с представителями малого бизнеса
и собственная информация