рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
«Малыши» в сетях большого бизнеса
компаний появляется в Приангарье. И если раньше они предпочитали
обосновываться только в крупных городах, то сейчас дошли и до мелких. Практически в каждом населённом пункте региона есть хотя бы
один магазин сетевых компаний по продаже сотовых телефонов или бытовой
техники, активно развиваются супер- и гипермаркеты.
С одной стороны, наметившаяся тенденция совершенно нормальна: такие
магазины, как правило, предоставляют хороший ассортимент товаров,
гарантийное обслуживание и достаточно высокий уровень сервиса, при этом
цена тоже вполне разумна.
Однако есть и обратная сторона медали: приходя в регион,
федералы вытесняют малые предприятия с традиционного рынка, в итоге
страдает местный бизнес, кроме того, уменьшается поступление налогов в
местный бюджет. Ситуация вполне логичная, потому что, как правило, ни у
одного ЧП или ИП нет денег на приобретение большого помещения,
дорогостоящего торгового оборудования, рекламу и т.д. «Приход на
региональный рынок сетевых компаний можно сравнить с вступлением во
Всемирную торговую организацию — новые игроки могут сделать старых
неконкурентоспособными», — замечает вице-президент ТПП в Восточной
Сибири Анатолий Стерхов.
Федералы прицениваются к провинции
— Пока для местного малого бизнеса эта проблема не стала столь
серьёзной, поскольку большинство федеральных торговых сетей не слишком
интересуются Иркутском: население города ещё не превышает одного
миллиона человек. Но после заявления о создании агломерации у многих
сетевиков освоение столицы Приангарья стоит в стратегических целях,
поэтому, скорее всего, местный бизнес столкнётся с проблемой активной
экспансии года через три, — заметил руководитель Иркутского отделения
Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства
Владимир Снегирёв.
Ещё одним из сдерживающих моментов для сетевиков является
отсутствие подходящей торговой недвижимости. Во-первых, в Иркутске её
явный дефицит, особенно в центральной части города, во-вторых, та, что
есть, не отвечает запросам — недостаточно площади, высокая арендная
плата, нет парковок и многое другое. Однако в столице Восточной Сибири
строится около 5–7 крупных торгово-развлекательных центров, и, по
словам менеджеров проектов, доля их загрузки федеральными операторами
составит до 90%.
No passaran?
Некоторые общественные организации региона предложили свои
проекты по поддержке именно местной торговли, но пока документы только
обсуждаются. Кстати, ситуация с экспансией возникает во многих
субъектах российской федерации и беспокоит не только бизнес-сообщество
нашего региона. Недавно на рассмотрение в Думу РФ был внесён
законопроект о розничной торговле, где предлагается ряд мер по
ужесточению положения сетевиков и защите прав «малышей».
Тем не менее экспансия общенациональных компаний продолжается.
На сегодня в Иркутской области федеральные сети оккупировали торговлю
бытовой и цифровой техникой, представлены в сегменте брендовой одежды,
косметики и парфюмерии. «Предполагаю, что в ближайшее время активно
будут заходить торговые сети, специализирующиеся на хозтоварах и
посуде, так как эта ниша практически не занята, возможно, мебели. Вряд
ли придут сетевые продуктовые магазины, поскольку этот рынок уже
поделен, федералы могут зайти, только если кто-то из местных решит
продать им свой бизнес», — отметил Владимир Снегирёв. Не исключает он и
прихода компаний, специализирующихся на алкоголе, так как в этой сфере
могут быть рентабельными только крупные игроки.
Многие местные компании, понимая эту тенденцию, начали
готовиться уже сейчас: кто-то настраивается на жёсткую борьбу за
клиентов, повышая качество услуг и усиливая менеджмент, кто-то ищет
принципиально новую нишу в бизнесе, а кто-то создаёт серьёзную
розничную сеть, чтобы либо продать её федералам, либо купить у них
франшизу. Недавно появились данные, что некоторые местные сетевые
продуктовые компании стали объединяться с такими же сетями из соседних
регионов, что позволит им самим стать крупными операторами.
Маргарита Желновакова