рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
ПТК посматривает на сторону
на рынке автозаправок в Москве и Санкт-Петербурге, мелкие собственники
все чаще присматриваются к регионам. Петербургская топливная компания
инвестирует около 10 млн долл. в расширение своей сети в Псковской
области и выход на вологодский рынок.
После того как петербургский, второй по величине в России топливный
рынок начали делить принадлежащие крупнейшим нефтяным компаниям
федеральные сети, местные игроки начали более активно осваивать
регионы. Правда, там они смогут рассчитывать лишь на высококонкурентный
рынок частных автомобилистов, не полагаясь на корпоративные и
госзаказы, на которых большинство из сложившихся местных игроков
сделали бизнес.
В течение этого года ПТК увеличит существующую в Псковской
области сеть из восьми автозаправок на 50%. Ориентироваться компания
будет на наиболее загруженные федеральные трассы и пограничные
переходы, где намерена открыть четыре-пять новых АЗС. Кроме того, как
рассказал Леонид Чурилов, первый заместитель генерального директора
компании, в Вологодской области у ПТК уже есть четыре-пять земельных
участков, готовых для строительства АЗС. Этот проект будет реализован
также в течение года. Средняя стоимость открытия одной станции в
периферийных регионах значительно ниже, чем в Санкт-Петербурге, — 0,8—1
млн долл. Здесь за такие деньги трудно будет найти даже удобный
участок.
Как рассказал президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга
Олег Ашихмин, выход крупных петербургских игроков в соседние регионы
вполне закономерен. «Расширять бизнес в Санкт-Петербурге уже некуда,
это под силу только вертикально интегрированным нефтяным компаниям
(ВИНК), которые скупают все появляющиеся в городе новые участки и
обладают неограниченным доступом к нефтепродуктам», — подчеркивает он,
напоминая, что второй по величине независимый игрок петербургского
рынка, группа «Фаэтон», также уже подыскивает выгодные варианты для
выхода в российские регионы. «За счет таких проектов сети масштаба
«Фаэтона» могут довольно быстро даже удвоить бизнес, построив
компактные сети из 30—40 АЗС в пяти-шести регионах, главное при этом,
не ошибиться в выборе мест, чтобы обеспечить должный уровень прокачки
топлива», — полагает Олег Ашихмин.
Наиболее перспективными направлениями в ближайшие годы
должны стать окрестности городов-миллионников, тогда как хотя и
богатые, но малолюдные нефтегазовые регионы будут малоинтересны
независимым игрокам. Рынок корпоративных поставок топлива в регионах
уже давно сложился, а система госзакупок в ближайшем будущем претерпит
серьезные изменения. Значительная их часть будет осуществляться через
нефтяную биржу, где основную роль также будут играть ВИНКи с дешевым
сырьем, и особые отношения, складывавшиеся последние годы у трейдеров с
органами госвласти, придется пересматривать.
Сейчас в Петербурге средняя рентабельность бизнеса
топливных операторов на уровне 5%, и при этом она серьезно колеблется
от сезона к сезону в зависимости от положения на оптовом рынке
нефтепродуктов. Критической при этом считается маржа от перепродажи
топлива в 15%, ниже этого уровня заправочный бизнес приближается к
пределу рентабельности. В Петербурге практически ежегодно в периоды
пиковых цен в оптовом сегменте городские власти проводят работу с
операторами, принуждая их удерживать цены, в результате чего не имеющим
доступа к собственным нефтепродуктам игрокам приходится даже работать в
убыток, восполняя потери во время коррекции оптового рынка.