выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

ПТК посматривает на сторону

11.03.2008Бизнес (5669)
В то время когда крупные игроки фактически завоевали себе большую долю
на рынке автозаправок в Москве и Санкт-Петербурге, мелкие собственники
все чаще присматриваются к регионам. Петербургская топливная компания
инвестирует около 10 млн долл. в расширение своей сети в Псковской
области и выход на вологодский рынок.

После того как петербургский, второй по величине в России топливный
рынок начали делить принадлежащие крупнейшим неф­тяным компаниям
федеральные сети, местные игроки начали более активно осваивать
регионы. Правда, там они смогут рассчитывать лишь на высококонкурентный
рынок частных автомобилистов, не полагаясь на корпоративные и
госзаказы, на которых большинство из сложившихся местных игроков
сделали бизнес.


В течение этого года ПТК увеличит существующую в Псковской
области сеть из восьми автозаправок на 50%. Ориентироваться компания
будет на наиболее загруженные федеральные трассы и пограничные
переходы, где намерена открыть четыре-пять новых АЗС. Кроме того, как
рассказал Леонид Чурилов, первый заместитель генерального директора
компании, в Вологодской области у ПТК уже есть четыре-пять земельных
участков, готовых для строительства АЗС. Этот проект будет реализован
также в течение года. Средняя стоимость открытия одной станции в
периферийных регионах значительно ниже, чем в Санкт-Петербурге, — 0,8—1
млн долл. Здесь за такие деньги трудно будет найти даже удобный
участок.


Как рассказал президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга
Олег Ашихмин, выход крупных петербургских игроков в соседние регионы
вполне закономерен. «Расширять бизнес в Санкт-Петербурге уже некуда,
это под силу только вертикально интегрированным нефтяным компаниям
(ВИНК), которые скупают все появляющиеся в городе новые участки и
обладают неограниченным доступом к нефтепродуктам», — подчеркивает он,
напоминая, что второй по величине независимый игрок петербургского
рынка, группа «Фаэтон», также уже подыскивает выгодные варианты для
выхода в российские регионы. «За счет таких проектов сети масштаба
«Фаэтона» могут довольно быстро даже удвоить бизнес, построив
компактные сети из 30—40 АЗС в пяти-шести регионах, главное при этом,
не ошибиться в выборе мест, чтобы обеспечить должный уровень прокачки
топлива», — полагает Олег Ашихмин.


Наиболее перспективными направлениями в ближайшие годы
должны стать окрестности городов-миллионников, тогда как хотя и
богатые, но малолюдные нефтегазовые регионы будут малоинтересны
независимым игрокам. Рынок корпоративных поставок топлива в регионах
уже давно сложился, а система госзакупок в ближайшем будущем претерпит
серьезные изменения. Значительная их часть будет осуществляться через
нефтяную биржу, где основную роль также будут играть ВИНКи с дешевым
сырьем, и особые отношения, складывавшиеся последние годы у трейдеров с
органами госвласти, придется пересматривать.


Сейчас в Петербурге средняя рентабельность бизнеса
топливных операторов на уровне 5%, и при этом она серьезно колеблется
от сезона к сезону в зависимости от положения на оптовом рынке
нефтепродуктов. Критической при этом считается маржа от перепродажи
топлива в 15%, ниже этого уровня заправочный бизнес приближается к
пределу рентабельности. В Петербурге практически ежегодно в периоды
пиковых цен в оптовом сегменте городские власти проводят работу с
операторами, принуждая их удерживать цены, в результате чего не имеющим
доступа к собственным нефтепродуктам игрокам приходится даже работать в
убыток, восполняя потери во время коррекции оптового рынка.