выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Малый бизнес как часть виртуальной модернизации

18.02.2010Бизнес (5669)
Малый бизнес в России привык перепродавать и не привык производить. Немногочисленные предприятия, занятые именно производством чего-то, скорее хобби, чем бизнес.

Местоположение российской «Силиконовой долины» должно быть определено в этом году, считает генеральный директор Российской корпорации нанотехнологий Анатолий Чубайс.


«В этом году уже будет известно, где будет реализовываться проект, – сказал он. – Уже есть набор площадок, наиболее вероятно, что это будет Подмосковье». ПРАЙМ-ТАСС.

Когда читаешь, что силиконовой долиной занимается Сурков и Чубайс, разбирает смех.
...
Еще смешнее, чем тандем Сурков-Чубайс, публичные уверения президента, что малый и средний бизнес примет активное участие в инновационных проектах.

Для начала давайте вспомним, кто такой малый предприниматель в России?
Это гражданин, который привык (это стало его второй натурой) получать прибыль в условиях коррупции. Он уже не умеет по-другому. Главный мотив – не обманешь, не поедешь. Прототип – Остап Бендер, но модернизированный. Ведь Остап все-таки был великодушен. А этого про малый бизнес сказать никак нельзя. Кто хоть раз работал в малом предприятии – поймет. Тотальные серые схемы при уплате налогов, гипернепорядочность по отношению к своим сотрудникам и нещадная эксплуатация. Вот это и есть лицо русского малого бизнеса.

О какой модернизации и высоких технологиях речь?
Малый бизнес в России привык перепродавать и не привык производить. Немногочисленные предприятия, занятые именно производством чего-то, скорее хобби, чем бизнес. Но одно объединяет их: (и это совсем не общественные пластмассовые организации) все они паразитируют на теле общества. Малый бизнес не в силах платить за дороги, больницы, школы, за весь социальный спектр, но он не может без него существовать. Налоговая же доля, которую мсб должен вкладывать в бюджет, стремится к нулю. В силу национальной ментальности бизнесменов, взращенных на прогнившей коррупционной системе.

А бизнес-инкубаторы?
Может быть, для кого-то секрет, что они превратились (или изначально были?) в прачечные по отмывке бюджетных денег для местных властей? Размеры госсредств, вбуханных в эти проекты, совершенно неадекватны реальной налоговой отдаче от малых предприятий, пользовавшихся услугами бизнес-курятников. Это деньги на ветер, вернее, в карман чиновникам. В подавляющем большинстве случаев бизнес-инкубаторы просто такой отдельный кошелек муниципалитетов на поездки за рубеж, рестораны и прочие представительские расходы.

Отдельное слово так называемым общественным объединениям малого бизнеса, главенствующую роль среди которых занимает ОПОРА России.
Уже исходя из одного названия (Опора России, Справедливая Россия, Единая Россия) ясно, чьи это проекты. А если вспомнить восторженное выступление лидера ОПОРЫ Сергея Борисова на съезде «Едра» в 2007 году, так и последние сомнения исчезнут:

«Главным событием съезда «Единой России» стало заявление Владимира Путина о готовности возглавить список партии на грядущих выборах в Госдуму. Далее выступил глава объединения предпринимателей «ОПОРА России» Сергей Борисов, который заявил, что Россия – единственная в мире демократическая страна, в которой президент не связан с партией.
И… попросил В. Путина вступить в «Единую Россию» и «вместе с Борисом Вячеславовичем возглавить партию». (3 октября 2007/Михаил ТУЛЬСКИЙ/»Аргументы недели»).


С тех пор Опора России из образа ни разу не вышла.
Если просмотреть выступления все того же Борисова, то суть их сводится к следующему: спасибо партии родной за заботу. Легкое критиканство, которое позволяют себе руководители организации, никогда не задевает высшие органы власти. Это – табу.

Помимо беззубой критики, Опора заключает всевозможные протокольные соглашения о намерениях с различными госструктурами, и делает предложения по модернизации управления государством.
Например, вот такие:
«Нужно, чтобы платные услуги государства плавно переходили на рынок. Они будут более объективны и оптимальны. А там, где необходимо иметь платные услуги только от государства, их необходимо четко регламентировать. Сейчас мы один на один с чиновником, который вершит бал», – предлагает Сергей Борисов.

Скажите, вы верите, что как только госфункции перейдут к частнику, они подешевеют?
Не будем наивными. Я убеждена, что цены останутся прежними, как минимум. Любой бизнесмен заточен на прибыль, и с какой же это радости он будет превращать такую дойную корову как, скажем, выдача техпаспортов на недвижимость, в благотворительность?
Разница при перераспределении функций будет только одна – сейчас при помощи госинститутов мы можем оказать хоть какое-то давление на зарвавшихся чиновников, в случае приватизации части госфункций будет уже не закадровое, а легитимное ООО, которое с полным правом пошлет вас куда подальше, если вы будете качать права. Не нравится – не пользуйся. Я уж не говорю о том, что хозяевами этих ООО окажутся все те же чиновники, только теперь на законной основе. Очень удобное предложение, господин Борисов, ничего не скажешь.

Мне кажется, все эти общественные предпринимательские объединения ни что иное как политический проект.
Зачем? Структуризация. Посмотрите, все слои населения, так или иначе, «охвачены» вниманием. Для детей и молодежи – различные вариации «наших» медведей. Для тех, кому за 30 – «Едро». Для неформалов – ЛДПР. Для кухонных диссидентов – СР. А для миллионов бывших врачей, инженеров, ткачих, фрезеровщиков, сорванных дефолтным ураганом с насиженных рабочих мест в челночный бизнес, – Опора и прочие палаты. Идет просто формирование облика виртуального государства, где все «за», но некоторые иногда против, но потом тоже «за».

В красивую картинку не вписывается только небольшой процент протестного электората, называемый, обычно, маргиналами.
Но и на них можно уздечку найти. После «реформы» МВД. И пусть себе ходят с плакатами по Триумфальной, пишут на своих сайтиках – кого это волнует? Это даже приятно – ярко иллюстрирует либерализм власти, им можно похвалиться перед соседями, при составлении очередных планов развития.

Как ни грустно, но следует признать, что модернизация, объявленная из Кремля, такой же миф, как и преображение МВД, или поддержка малого бизнеса.
Реальный малый бизнес не видит помощи ни от выращенных в кремлевской пробирке организаций, ни от самой власти. А все, что выдается в печать и эфир, не более, чем информационный шум, который наши СМИ научились создавать по свистку сверху с мастерским умением.

Словом все эти проекты элементы такой специальной онлайн-игры под названием «Россия, вперед!».
Вы можете зарегистрировать себе персонажа, вступить в одну из «россий» (единую, справедливую ли, опорную ли) и вести воображаемые сражения за консервативную модернизацию в протокольных заседаниях, на круглых столах, бесконечных съездах и совещаниях в компании главных создателей игры. Но это будет только игра, не имеющая к реальной жизни ни малейшего отношения.


Лариса Журавская, "Эхо Москвы"