выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Малый бизнес перегнут на местах?

14.07.2008Бизнес (5669)
4 июля Госдума приняла закон, дающий малому и среднему бизнесу преимущественное право приобретать арендуемое ими имущество в собственность по цене, равной его рыночной стоимости, если оно находится в аренде непрерывно в течение 3 и более лет, а арендная плата за данный срок перечислялась "надлежащим образом".

4 июля Госдума, наконец, приняла в третьем чтении закон, дающий предприятиям малого и среднего бизнеса преимущественное право приобретать арендуемое ими имущество в собственность.


Закон разрешает приобретать имущество по цене, равной его рыночной стоимости, если оно находится в аренде непрерывно в течение 3 и более лет, а арендная плата за данный срок перечислялась "надлежащим образом". Оплата выкупаемого имущества проводится единовременно или в рассрочку; до полной оплаты имущество находится в залоге у органа госвласти или местного самоуправления.


Правда, с размером помещений и сроками рассрочки вышла коллизия. Перед окончательным голосованием документ неожиданно вернули во второе чтение и внесли в него небольшие, но существенные поправки. А именно: убрали все прямые указания на нормативы предельного размера помещений для выкупа и предельного срока рассрочки - 500 кв. м и 5 лет, соответственно. Теперь установление этих норм в свободном порядке отдано на откуп субъектам РФ. Если же до 2009 г. они этого не сделают, то нормы утвердит правительство РФ. Право на выкуп будет действовать до 1 июля 2010 г.


Принятие данного закона стало "государственно неизбежным" в связи с тем, что до 1 января 2009 г. у регионов и муниципальных властей должно остаться в собственности лишь имущество, необходимое им для исполнения своих властных полномочий, а остальное должно быть продано на аукционах. Малому бизнесу, как нетрудно догадаться, это грозит потерей недвижимости: ведь конкурировать на торгах с крупными фирмами он не в состоянии. И 14 мая этого года президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости срочно решить проблему выкупа и подписал соответствующий указ.


Поможет ли новый закон малым бизнесменам? Об этом рассуждает председатель совета СПб Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей ТРЕТЬЯКОВ.


- То, что установление норм предельных размеров помещений и рассрочек отдано региональным властям, на мой взгляд, не очень хорошо. Учитывая наши реалии, местное нормотворчество никаких преференций малым предпринимателям не предоставляет - скорее, наоборот. Местные чиновники могут отдать на выкуп малым предпринимателям минимальное количество помещений.


Также меня настораживает формулировка о том, что выкупить помещение сможет лишь предприниматель, перечислявший арендную плату "надлежащим образом". Либо депутаты не подумали, когда вводили такое понятие, либо это намеренный подвох. Ведь подобную формулировку чиновники смогут трактовать на свое усмотрение, как делают в СПб с понятием "добросовестный предприниматель". На мой взгляд, "недобросовестным" можно называть лишь того бизнесмена, в отношении которого вынесены соответствующие судебные решения, вступившие в силу. Но на деле "недобросовестным" оказывается, например, арендатор, в помещении которого еще до него была сделана незаконная перепланировка (чиновников не волнует, что бизнесмен не виноват; они никогда не признают, что проглядели нарушение, и крайним оказывается нынешний арендатор). А уж от просрочек по платежам - чисто по техническим или непредвиденным причинам - не застрахован вообще никто: например, когда ведомства меняют расчетные счета, не ставя об этом в известность...


Что же касается срока аренды (3 года и более), то он разумен - снижать его было бы неправильно: у чиновников появился бы соблазн выгонять под любым предлогом малых предпринимателей и отдавать помещение "своим", которые через год легко бы его выкупили.


- Как, на Ваш взгляд, пойдет реализация этого закона в СПб?


- Прежде всего серьезных проблем малым предпринимателям стоит ждать от КУГИ - органа, который выполняет задачу, поставленную ему правительством города, - заработать как можно больше денег в бюджет. Поэтому КУГИ постоянно увеличивает арендные ставки, разоряя тем самым малые предприятия и вынуждая в итоге бюджет тратить больше денег на социальную реабилитацию разоренных предпринимателей и инфляционные компенсации малоимущим.


Возникает и еще один парадокс: в ходе сокращения мелкорозничной торговли и распродажи помещений доходная база КУГИ неизбежно уменьшается, при том что планы по наполнению бюджета растут. Словом, бюджетные задачи, конечно, осложнят выполнение закона: КУГИ постарается минимизировать количество помещений, которые будут выкуплены по упрощенной схеме.


Далее я предвижу проблему с районными администрациями, которым в реальности и подчиняются районные агентства КУГИ. По многолетнему опыту известно, что "руление" арендными отношениями со стороны районных администраций - это реальная удавка на шее малого бизнеса, и просто так районные чиновники от своих прав не откажутся. Очевидно, что они попытаются любым путем не допустить появления технологий выкупа, реализуемых без их "права вето".


- Так что в сухом остатке: очередная благая декларация, которую выхолостят на местах в угоду чиновникам и крупным бизнесменам, или все же полезный закон?


- Закон дает улучшения, но, увы, незначительные. Однако если исходить из того, что "политика есть искусство возможного", то это очень неплохой результат и шаг вперед. Конечно, было бы хорошо, если бы документ был законом прямого действия и региональные власти имели бы минимум законодательного "люфта". Но в наших условиях ожидать этого трудно, поэтому городское бизнес-сообщество должно внятно отстаивать свои права - чтобы появились подзаконные акты, полезные малым предпринимателям, а не чиновникам. Еще важно, насколько федеральная власть проявит политическую волю, добиваясь, чтобы закон действовал на местах. Кроме того, не стоит забывать, что закон должен еще пройти через Совет Федерации и получить подпись президента. И хотя то, что его "завернут", теперь маловероятно, но в любом случае данные процедуры требует времени.