Всего новостей 7934
выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Трамплин для выживания маленьких в мире большого и легального бизнеса

01.09.2008Бизнес (5669)
Лизинг сегодня — один из самых интересных финансовых инструментов для выживания и стабильного существования предприятий малого и среднего бизнеса. Лизинговые схемы наиболее актуальны, когда предприниматели решают вопрос, как занять место на рынке, или в условиях нестабильной экономики.

Лизинг сегодня — один из самых интересных финансовых инструментов для выживания и стабильного существования предприятий малого и среднего бизнеса. Лизинговые схемы наиболее актуальны, когда предприниматели решают вопрос, как занять место на рынке, или в условиях нестабильной экономики.


За что их любят


Приоритетными клиентами лизингодателей в регионах Сибири становятся компании малого и среднего бизнеса. По мнению директора дивизиона Сибирь ГК «ИНТЕРЛИЗИНГ» Екатерины Секачевой, в последнее время в Сибирь приходит очень много лизинговых компаний федерального масштаба, и большинство игроков разрабатывает региональную политику именно с акцентом на предоставление финансовых услуг МСБ. А исполнительный директор ЗАО «Сибирская лизинговая компания» (СЛК) Наталья Лыпка добавляет, что в настоящее время малый бизнес демонстрирует достаточно высокие темпы роста и является очень интересным и перспективным клиентом для лизингодателей. Среди клиентов СЛК существенную часть предприятий составляют как раз представители малого бизнеса.


«Перед бизнесменом, как правило, стоит выбор из трех вариантов привлечения заемных средств: частный заем, кредит и лизинг. В случае частного заимствования речь идет в первую очередь о небольших суммах под высокий процент. В случае с банковским кредитованием в условиях текущего кризиса это, как правило, довольно жесткие требования к заемщику, достаточно высокая ставка и, конечно, обеспечение — как в виде залога, так и в виде поручительства. Малому предприятию совсем непросто отвечать текущим требованиям банка, а лизинг — универсальный инструмент, который позволяет достичь целей, стоящих перед предприятием, быстро и эффективно. Как правило, клиенту достаточно собрать простой пакет документов, показать прибыль предприятия и внести приемлемый аванс в размере 10–20% от стоимости имущества, которое планируется приобретать», — объясняет интерес компаний МСБ к лизингу директор по продажам и маркетингу ЗАО «ДельтаЛизинг» Валентина Полякова.


Генеральный директор ЛК «Абсолют» Ирина Крылова выделяет еще несколько причин популярности лизинга у предпринимателей. Во-первых, лизингодатели учитывают особенности управления финансами предприятий МСБ и при принятии решения обращают внимание не только на финансовое состояние компании, но и непосредственно на ликвидность самого предмета лизинга. В такой ситуации требования к финансовому состоянию заемщика (на основании отчетности по РСБУ) ниже, чем при получении стандартного кредита в банке, например, на пополнение оборотных средств. Во-вторых, малый бизнес привлекает скорость принятия решений, что очень важно, если учесть динамику роста предприятий МСБ, многие из которые, в отличие от крупных и даже средних компаний, способны вырасти на 300–500% в год. А в СЛК добавляют, что при использовании схемы лизинга у лизингодателя есть возможность составить удобный для клиента график оплаты лизинговых платежей с учетом сезонности бизнеса, специфики отрасли и т. д. И наконец, как признают эксперты, лизинг всегда был и остается для предприятий МСБ своеобразным трамплином в мир легального бизнеса. Он позволяет постепенно «обелить» свою деятельность, т. к. предусматривается льготное налогообложение, а также возможность заработать кредитную историю, что очень важно с точки зрения стратегического развития предприятия.


Кстати, чтобы привлечь клиента, компании варьируют условия: снижают требования по срокам работы с момента регистрации бизнеса, а также размер аванса. Кроме того, наличие положительной кредитной истории в самой лизинговой компании или в банке, с которым она аффилирована или активно сотрудничает, дает клиенту возможность в будущем рассчитывать на значительные преференции по процентным ставкам.


На выбор


Для малого бизнеса одним из самых интересных разновидностей лизинга является финансовый. Как отмечает заместитель генерального директора ООО «Сибирский лизинговый центр» Артем Оводов, классическая лизинговая сделка, то есть финансовый лизинг, наиболее выгодна малым предприятиям, которые находятся на обычной системе налогообложения, то есть платят налог на прибыль, налог на имущество, НДС, а также ведут бухгалтерскую отчетность по формам 1 и 2. В этом случае налоговая экономия при лизинговой форме финансирования наиболее очевидна. Если предприятие работает по упрощенной или вмененной системе налогообложения, то эффективность лизинга немного снижается. «Наиболее оптимальный вид лизинга для малого бизнеса — это лизинг без рассмотрения финансового положения лизингополучателя, — соглашается директор ЗАО «Новосибирская лизинговая компания« Олег Киселев. — В этом случае финансирование предоставляется, несмотря на официальную отчетность предприятия, исходя из анализа ожидаемого потока денежных средств. Это объясняется тем, что задачи малого бизнеса, особенно на начальном этапе — выживание и обеспечение стабильного существования предприятия на рынке. Когда эти задачи решаются, проблема инвестиционной привлекательности предприятия не главная. Об этом задумаются потом. Сначала надо занять свое место на рынке».


Наталья Лыпка считает, что для малых предприятий может быть интересен возвратный лизинг (лизингополучатель является одновременно и поставщиком передаваемого в лизинг оборудования), позволяющий пополнить оборотные средства на достаточно длительный период. «При такой сделке с баланса предприятия продаются основные средства, таким образом, отчетность лизингополучателя становится «легче« по финансовым нормативам, происходит экономия на налоге на имущество, и главное — предприятие получает оборотные средства, которые являются по сути нецелевыми и могут быть использованы на любые производственные цели, например на покупку земли, лицензии и т. п.», — соглашается Артем Оводов. А Екатерина Секачева включает в этот список оперативный лизинг. Хотя в Сибири, по ее словам, этот продукт развивается медленно. Это связано с тем, что не у всех вендоров (компания-поставщик бренд-продуктов, сервисов и услуг, под чьей торговой маркой выпускается продукция) на этой территории есть сервисные станции, с которыми лизинговая компания могла бы заключить договор на обслуживание. «В планах компании «Интерлизинг» есть развитие этого направления через наших партнеров — арендные компании «Рентал-Тех» и «Рентал-Юнитс« — и через строительство собственных сервисных станций в регионах. На данный момент наша территория охвата арендными услугами и услугами оперативного лизинга доходит до Урала. Следующим шагом будет Сибирский регион», — отмечает собеседник «КС».
Кроме того, каждая компания, как правило, разрабатывает целую линейку профильных продуктов, ориентированных на потребности конкретной группы клиентов. Например, в СЛК запущен продукт по автолизингу, который дает возможность приобретения автомобиля на более выгодных условиях.


Если рассматривать предметы лизинга, то, по наблюдениям директора красноярского филиала ООО «РЕСО-Лизинг» Дмитрия Коваленко, на данный момент со стороны малого бизнеса наиболее востребован лизинг автотранспорта и спецтехники, присутствует определенный интерес и в отношении специализированного оборудования и недвижимости. В ЛК «Абсолют» наибольшим спросом пользуется программа «Автомобили и специальная техника в лизинг», по которой можно приобрести не только автомобиль, но и дорожную и строительную технику. Она популярна у транспортных и логистических компаний, небольших строительных подрядных организаций.


Кроме того, велик спрос на программы по оснащению полиграфическим оборудованием, оборудованием для хлебопекарен, прачечных и химчисток. Ирина Крылова вспоминает, что основные надежды рынка на текущий год были связаны со стремительным ростом лизинга недвижимости.


Однако кризис ликвидности заставил многие лизинговые компании отложить активное внедрение данного продукта в связи с дефицитом «длинных» и «недорогих» пассивов. На этом фоне выигрывают компании, аффилированные с банками и не имеющие проблем с фондированием, которые даже в нестабильной ситуации продолжают наращивать объемы выданных средств на приобретение недвижимости. «У нас большим спросом пользуется лизинг торговой недвижимости. Например, небольшое предприятие, занимающееся розничной торговлей продуктов питания, при определении формы пользования помещением вместо аренды выбирает лизинг. В итоге через 5–8 лет ежемесячных платежей, по размеру сравнимых с арендой помещения, компания получает его в собственность. При экстенсивном росте розничной сети лизинг торговой недвижимости является одним из самых распространенных финансовых инструментов», — рассказывает Крылова.


Точка зрения


Максим Якубенко, директор компании ЗАО «БФК»:
— Основные плюсы лизинга — беззалоговое финансирование, нужен только аванс; экономия на некоторых налогах (на прибыль, имущество). Лизинг не отягощает пассивы баланса в части заемного капитала и предусматривает большой временной период расчетов. Основной минус — как правило, он дороже кредитов на несколько процентных пунктов. Что касается перспектив роста спроса, то они связаны с темпами роста самого сегмента МСБ. Если он будет, то будет увеличиваться и количество лизинговых сделок. Это достаточно удобный финансовый инструмент.


Ярослав Кабаков, ректор учебного центра «ФИНАМ»:
— Основные недостатки лизинга — непроработанность законов и их применения налоговиками. В результате реальных финансовых выгод от использования лизинговых моделей можно и не получить. Кроме того, можно отметить, что износ и устаревание оборудования во многих отраслях происходит быстрее, чем его выкуп. Понятно, что предпринимателей это не особо устраивает.


Далее — стоит учитывать и специфику лизинговых компаний, которые работают с ограниченным ассортиментом оборудования, могут навязывать клиенту определенных поставщиков. В то же время в нашей стране спрос на лизинг растет высокими темпами — в 2006 году доля лизинга в ВВП составляла 1,9%, в 2007-м — уже 2,8%, а в 2008-м, по прогнозам, составит 3,3%.


Елена Роменская, финансовый директор ГК «Обувь России»:
— Для небольших компаний, не обладающих значительными оборотными средствами, лизинг — реальная возможность приобрести транспорт, недвижимость, оборудование с отсрочкой платежа на несколько лет. Однако лизинг обходится дороже, чем обычные кредиты в банке, поскольку помимо суммы кредита необходимо оплачивать комиссию, взимаемую лизинговой компанией. Спрос на данный инструмент зависит от ситуации на финансовом рынке. Когда был пик кризиса ликвидности, банки прежде всего закрывали долгосрочные программы кредитования, в том числе лизинг. Как только ситуация на рынке стабилизируется и банки смогут просчитать риски на несколько лет вперед, лизинговый инструмент снова будет востребован.