рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Льготы для "своих" магазинов
Вчера правительство Петербурга приняло программу поддержки предприятий розничной торговли, реализующих продукцию российских производителей до 2017 года. Председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) Эльгиз Качаев начал свой доклад с неутешительной статистики: объемы розничной торговли в городе падают. Оборот розничной торговли с января по ноябрь этого года снизился до максимального уровня за последние 15 лет — на 11,3 %. Это может ударить по бюджету, поскольку вклад этой отрасли в валовый региональный продукт держится на уровне 20 % процентов, по объему поступлений налогов в бюджет 14,8 % торговля занимает третье место в экономике.
На этом фоне в Смольном задумались о составлении перечня предприятий торговли, которым окажут поддержку. На нее смогут рассчитывать только те магазины, где продают отечественные продукты. Сначала чиновникам предстоит разработать критерии оценки, кого включать в этот список. Эльгиз Качаев пояснил «ДП», что критерии будут учитывать процент товаров российского производства в продаже. «Приоритет петербургским товарам, затем российским и только потом продукции из стран Евразийского экономического союза (Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия)», — говорит глава комитета по потребрынку. Какой процент таких товаров должен быть в продаже для получения господдерж ки, он назвать не смог.
На федеральном уровне таких критериев нет. «Мы будем советоваться с бизнесом. Конечно, большому сетевому магазину труднее, но, как один из вариантов, можно сделать отдельные витрины или отделы с петербургскими и российскими товарами», — говорит Эльгиз Качаев. Впрочем, уже сейчас очевидно, что 100 % российского ассортимента на полках обеспечить не удастся. По данным КРППР, в Петербург ввозится 60–70 % продовольственных товаров.
Программа поддержки розничной торговли предусматривает принятие понижающих коэффициентов по арендной плате за помещения в городской собственности. А также включение в схему размещения нестационарных торговых объектов земельных участков для автолавок по продаже хлеба, молочных продуктов, мяса и рыбы российского производства. Кроме того, в программу входит организация региональных ярмарок и ярмарок выходного дня для реализации местных продуктов. Пока в Смольном не определились и с размером льгот по аренде недвижимости. В городе с конца 1990–х годов для льгот по аренде применяются коэффициенты социальной значимости, которые уменьшает базовую ставку аренды. Максимальный понижающий коэффициент 0,03 уставлен для творческих мастерских, минимальный 0,6 — для научных организаций. Ретейлеры до сих пор льгот не имели. Конкретные условия обещают разработать в течение 3 месяцев.
«Совершенно справедливо поставлен вопрос о сбыте, без гарантированного сбыта невозможно расширять производство и заниматься импортозамещением», — заявил исполнительный директор Союза пищевых предприятий СПб Игорь Подлипенцев. Он предложил правительству Петербурга перенять европейский опыт и установить квоты для продажи продукции местных производителей в рознице. Заместитель директора Северо–Западного филиала X5 Retail Group Ольга Волкова предложила рассмотреть новый для Петербурга вариант сотрудничества торговых сетей с властями — ввести «продуктовые карты» для малообеспеченных горожан, средства с которых они могли бы тратить на покупку продуктов местного производства. Такой проект уже запущен в Москве и Подмосковье.
Комментарий эксперта: Георгий Полтавченко, губернатор Петербурга.
Этот очень важная тема, платежеспособность населения снижается в силу понятных причин, но нам необходимо обеспечивать жителей Петербурга отечественными качественными товарами. Нужно развивать наш проект «Торговая марка «Сделано в Петербурге» и договариваться с торговыми сетями. Такая продукция на льготных условиях может поступать на прилавки торговых сетей и городских магазинов. Я даю поручение провести после Нового года встречу с торговыми сетями, чтобы попытаться договориться о снижении входных бонусов для наших производителей. В перспективе было бы неплохо договариваться на год вперед по объемам поставок продукции, которые сети могут закупать у петербургских производителей.