рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Все хотят стоять у метро
Павел, как вы, юноша из интеллигентной семьи, с папой–писателем, попали в компанию «Форум»?
— Я окончил отделение театроведения и экономики театрального дела ЛГИТМИКа (теперь Санкт–Петербургская государственная академия театрального искусства. — «ДП»). Занимался гастролями отца и снимал короткометражные фильмы. В творчестве тоже нельзя без экономики.
Вы снимали документальные фильмы?
— Я был режиссером и продюсером короткометражных фильмов по сценариям отца. Эта программа выходила в прайм–тайм в эфире НТВ. Но было это 20 лет назад. Сейчас ее уже никто не вспомнит. Потом я снимал концерты Семена Альтова. Ставили больше камер на зрителей, больше микрофонов. Все в то время экономили на технике, а я делал упор на реакцию зрителей именно из того места, где она была, и возникала драматургия, диалог исполнителя с аудиторией.
И вдруг резкий зигзаг — торговля.
— Абсолютно не резкий. Я доучился и получил диплом. В середине 1990–х все жили с формулировкой «надо зарабатывать» и учебу бросали. Мало людей моего поколения с высшим образованием. Сейчас, когда я принимаю сотрудника на работу, для меня высшее образование — признак того, что человек хоть что–то довел до конца.
И когда же вы примкнули к «Форуму»?
— У нас с другом Дмитрием Неведомским было несколько общепитовских точек, в том числе на вокзалах. Там торговля формировалась с начала 1990–х, но на вокзалы было страшно войти — грязь, криминал. Там просто стояли сараи, даже не ларьки. И было много разговоров о том, что надо это приводить в порядок. Было много криминальных интересов. А главное — все действовали друг против друга, пытаясь захватить свой кусок, саботировали наведение порядка. При этом надвигалось грандиозное празднование 300–летия Петербурга. Если бы вокзалы, лицо города, остались в таком состоянии, «празднование» было бы сорвано. Холдинговая компания «Форум» реализовала на вокзалах красивый проект, когда без государственных денег, быстро, качественно была сделана инфраструктура и для пассажиров, и для РЖД, и для бизнеса. Если делать, то хорошо. Такой подход я увидел на вокзалах. Мне этот подход близок. Поэтому, когда я получил предложение принять участие в проектах ХК «Форум», понял, что и компании принесу пользу, и сам смогу реализоваться.
Потом вы получили места под торговлю в центре города. Это уже был другой опыт?
— Мы пошли тем же путем, по которому получили 10 тыс. объектов торговли другие участники рынка. В то время аренду за уличные торговые точки люди платили, но далеко не всегда городу. Было огромное количество незаконной торговли. Десять лет назад решения принимались на комиссиях. Получал место тот, кто готовил пакет документов по земельному участку. При этом все заявители пытались заинтересовать чиновников, принимающих решения. Наш «Союз» (дочерняя компания ХК «Форум». — «ДП») заинтересовывал не чиновников лично, а предлагал улучшения для районов. Оказывали техническое содействие в устранении несанкционированной торговли, организовывали уборку, озеленение и все то, на что не хватало ресурсов у администраций. «Союз» брал не только хорошие места, но и непроходные, так как это было нужно районам для обеспечения людей услугами и получения аренд ной платы. Разработали и изготовили новое торговое оборудование. Система, существовавшая 10 лет назад, не самая совершенная, но мы в той системе координат принесли городу много пользы. Мне не стыдно за то, что было тогда сделано. Но рынок уличной торговли мелкий, торговые точки разбросаны так, что их тяжело контролировать. Это направление не очень вписывалось в формат проектов ХК «Форум». Поэтому позднее у компании «Союз» появились другие руководители и учредители. Но мы продолжаем работать с «Союзом» в рамках НП «Северо–Западный регион» и еще с несколькими десятками небольших компаний, которые входят в НП, занимающихся розничной торговлей. Почти все они — арендаторы торговых комплексов на вокзалах Петербурга, которыми управляет «Форум». Время сейчас для бизнеса тяжелое. Мы заинтересованы в том, чтобы наши арендаторы имели большое количество точек не только на вокзалах, чтобы снижались их издержки. Чем крепче финансовое положение арендаторов, тем стабильнее поступления от арендной платы. В рамках НП мы помогаем нашим партнерам получать выжимку по изменениям в законах и добиваемся улучшений в нормативных документах.
Возвращаясь к автолавкам. 5 лет назад для ее установки достаточно было уведомить власть.
— Это не заблуждение, а осознанное искажение фактов теми, кто хочет саботировать постановление, которое может навести порядок с автолавками. Есть популярная и, к сожалению, эффективная технология: можно не платить налоги, работать без документов, а при попытке государства навести порядок организовать скандал, найти в действиях власти спорные моменты и, развернув знамя «В нашей стране по закону жить невозможно!», продолжать зарабатывать, и не платить налоги, аренду, и не соблюдать никакие правила. Сейчас нет передела рынка, потому что рынка не было. По постановлению № 1035–р от 2009 года, место должен был получить тот предприниматель, который первым принес заявку в КЭРППиТ (кстати, тот же принцип в новом постановлении). Но это было не уведомление, а запрос на получение разрешения на размещение. Лукавство заключалось в том, что специалист КЭРППиТ, выйдя на место для проверки адреса на предмет соответствия порядку, мог увидеть или не увидеть, что адрес расположен или примыкает к основной магистрали, мог заметить или не заметить «организацию розничной торговли ближе 50 м к детскому учреждению». Или в одном случае посчитать от входа, а в другом — от здания. Самый очаровательный пункт для интерпретаций: автолавки не должны быть расположены «в местах, ограничивающих движение пешеходных потоков». Подобрать место, чтобы оно соответствовало постановлению и при этом было рентабельным, было очень сложно. Но основная проблема заключалась в том, что всем, кроме нескольких «удачливых» компаний, отказывали. Это была безобразная коррупционная схема. Руководители, отвечающие за размещение автолавок в КЭРППиТ, менялись каждый квартал. Когда Эльгиз Качаев, придя в комитет, эту процедуру остановил, большинство участников рынка, которых ранее фактически выкинули из процесса, вздохнули с облегчением. Наконец был объявлен «переходный период», в рамках которого разрешения, выданные до 2012 года, продлевались до опубликования нового постановления. Организации, которые «научились договариваться», пошли дальше: они поставили автолавки у метро, в самых проходных местах, где выручка в 10 раз выше. Теперь нужно было «договориться» о том, чтобы по результатам проверки появилось заключение, что автолавка стоит «в соответствии с переходным периодом». По схеме, не по схеме — это были нюансы, в которых якобы сложно разобраться. Да и какие могут быть требования к проверкам во время «переходного периода»?
Где были самые выгодные места для автолавок?
— Сейчас на рынке несколько сотен автолавок. Они не стоят на местах, которые были в городской адресной программе. Потому что разрешения выдавались с учетом ряда ограничений. На таких местах можно выручить 5–7 тыс. рублей в день. Но все хотят стоять у метро. Там выручка может составить до 50 тыс. рублей в день. Выпечка по качеству у всех примерно одинаковая, ее делают на схожем оборудовании. И если у кого–то сотни точек, это не потому, что булка вкуснее. Просто стоят эти организации не на тех местах, на которые получали разрешение, и так развиваться гораздо интереснее. Почему на сайте КИО не было заявок организаций, которые не получили места под автолавки и теперь говорят о катастрофе на рынке? Потому что им не нужны места из официальной адресной программы. На этих местах 5 тыс. рублей выручки. Поэтому им нужно саботировать новый порядок. И не нужно им никакое новое постановление, им нужен длительный «переходный период», чтобы можно было стоять у метро как можно дольше. Но проблема не в коррумпированных полицейских или чиновниках. Проблема в самих предпринимателях, которые, прикрываясь производственными интересами, ежедневно их пытаются подкупить.