рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Бизнес готовится к "импортозамещению" рабочей силы
Обесценивание российского рубля уже в ближайшее время может существенно скорректировать миграционную политику. Одновременно с ужесточением правил трудоустройства иностранная рабочая сила существенно потеряла в зарплате, отчего денежные переводы в родные страны сократились. Работать в Петербурге мигрантам стало невыгодно.
Собственно, о геополитических рисках, связанных с Россией, Международный валютный фонд заявил еще до «черного вторника». В последнем отчете по странам Кавказа и Центральной Азии организация оттолкнулась от украинского кризиса, изоляции России и экономических санкций в отношении нее и спрогнозировала снижение ВВП в южных странах СНГ из-за сокращения денежных переводов мигрантами.
По данным Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), доля денежных переводов из России в ВВП Таджикистана составляет 45 %, Киргизии – 29 %, Узбекистана – почти четверть. Впервые с 2009 года объем переводов, осуществленных мигрантами, сократился.Прогнозы иностранных организацию подтверждает калькуляция Центробанка РФ. В первом квартале 2014-го в страны СНГ физические лица через системы денежных переводов отправили на 208 млн долларов меньше, во втором – на 39 млн больше, а в третьем – снова меньше на 334 млн. В среднем, ежемесячно, денежные переводы в 2014 году сокращаются на 50 млн долларов, а сравнение трехквартальной статистики за предыдущие годы еще ярче показывает финансовое оскудение.
3 квартала 2010 – 7 млрд 797 млн долларов
3 квартала 2011 – 11 млрд 107 млн (+ 42,5 %)
3 квартала 2012 – 12 млрд 993 млн (+17 %)
3 квартала 2013 – 15 млрд 086 млн (+ 16,1 %)
3 квартала 2014 – 14 млрд 583 млн (- 3,3 %).
«Средний чек» с прошлого года упал на 7 %. Размер одного перевода сократился с 447 долларов до 415.Плотно увязли в долларах«Фонтанка» спроецировала макроэкономическую выкладку на «маленького человека» – рядового мигранта, приехавшего в Петербург на заработки, регулярно отправляющего часть зарплаты на родину и тем самым пополняющего национальный ВВП и кормящего семью.
Самая многочисленная диаспора в Петербурге – узбекская, и на ее примере зависимость экономики от миграционных потоков наиболее ощутима.По словам главы узбекской диаспоры Алиджана Хайдарова, в Петербурге работают примерно 160 тысяч его соотечественников. В среднем, зарабатывают 25 тысяч рублей в месяц и с каждой получки через системы денежных переводов отправляют по 350 долларов (в целом, по данным ЦБ, к 3-му кварталу 2014-го в Узбекистан из России переведены 2 млрд долларов. – Ред.).
Арифметика российского мигранта непроста, он плотно увяз в $. Хоть зарплата в рублях, но переводы – в долларах по курсу ЦБ РФ на день отправки. В Узбекистане родня получает на руки национальные сумы. Даже если работяги переводят рубли, в окошке выдачи платежной системы их конвертируют в доллары по российскому курсу.31 августа 2014 года 1 доллар стоил 36,9 рублей. Отправка 350 долларов домой обходилась мигранту в 12915 рублей, или 52 % зарплаты. Родня после обмена получала 822 тысячи сумов – две средние зарплаты Узбекистана.
17 декабря 2014 года 1 доллар стоил 61 рубль. Отправка 350-ти теперь обходится мигранту в 21350 рублей, или 85,4 % зарплаты.В долларовом эквиваленте зарплата мигранта из Узбекистана упала с 680 до 410 – почти на 70 %. Граждане Таджикистана отправляют на родину рубли и тоже чувствуют себя неловко перед семьями. 1 сентября перевод тамошней среднемесячной зарплаты (920 сомони) обходился им в 7 тысяч рублей, а 17 декабря – уже в 12 тысяч. Диспропорция связана с тем, что местные валюты южных стран СНГ вслед за рублем не падают, а укрепляются по отношению к нему. Мигрант дешевеет не только в долларовом эквиваленте, но и национальном.
Предпосылки к оттоку безвизовых иностранцев из Петербурга есть, как и зачатки кадрового голода.
«В диаспору ежедневно поступают по 20-30 заявок от стройкомпаний, общепита, заводов, – говорит Хайдаров. – Некоторые работодатели готовы перейти на поденную оплату, хотя раньше условием ставили месячный испытательный срок. По востребованным профессиям – каменщик, монолитчик, сварщик – наблюдается даже некоторый рост зарплаты. Но, возможно, ненадолго».
Цифры тоже не воодушевляют местный бизнес. Если в прошлом году, по данным регионального УФМС, приезжие из Узбекистана получали в среднем по 16 тысяч разрешений на работу (193426 всего), то в этом – 14 тысяч (156875 на 1 декабря). При этом уже с лета снижались темпы постановки на миграционный учет всех иностранцев – с 9,4% в августе до 6,2 % в октябре. Всплеск произошел в ноябре, но этому есть объяснение. Как сообщили «Фонтанке» в Едином центре документов (ЕЦД), с января 2015 года существенно ужесточаются правила трудоустройства. Поправки в ФЗ о правовом положении иностранцев отменяют квотирование для безвизовых рабочих. Мигрантов обязывают сдавать экзамен по русскому языку, увеличивают налоги, переводят на систему получения патентов (по оценкам Алиджана Хайдарова, оформление разрешительных документов с 1 января разово обойдется одному человеку в 30 тысяч рублей, пролонгация патента каждый месяц – еще 3 тысячи. – Ред.).
«Мы тоже наблюдаем возросший поток мигрантов к декабрю, но связываем с новыми правилами. Большинство пытается получить разрешение на работу до нового года», – уточнили в ЕЦД.
Цифры Петростата тоже подтверждают отрицательную динамику. При миграционном подсчете ведомство учитывает только приезжих, зарегистрированных по месту жительства и пребывания на срок 9 месяцев и более, – то есть тех, кто хочет основательно жить и работать.
Если следовать статистике Петростата, 2014-й стал переломным в миграции. Всего в Петербург с января по сентябрь на вышеуказанных условиях прибыли 47 тысяч 336 граждан СНГ (22058 – Узбекистан, 7467 – Таджикистан, 1893 – Киргизия). Выбывших почти столько же – 44 тысячи 132, и впервые зафиксирована миграционная убыль среди граждан Узбекистана (уехало на 1625 человек больше) и Таджикистана (минус 162 человека). Отметим, что в январе-сентябре миграционный прирост по сравнению с прошлым годом сократился на 84 %. Петербург в этом году относительно прошлого прирос гражданами только двух стран – Туркмении и Украины (что с учетом жителей юго-востока вполне объяснимо). Остальное СНГ сокращает свое присутствие в Петербурге.
Разработанная концепция миграционной политики России действует до 2025 года. До 2014-го она, возможно, выглядела актуальной, ориентируясь на мультикультурализм, адаптацию и интеграцию иностранцев, защиту их прав и социальное спокойствие. Однако этой концепцией, над которой наверняка работал не один чиновник, не предусмотрен случай, когда они «разлюбят» Россию, и потребуется «импортозамещение» рабочей силы.
«Мое давнее убеждение – у нас долгое время отсутствует стратегическое планирование в области миграции, – сказал «Фонтанке» проректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), доктор экономических наук Александр Сафонов. – Мы не оценивали риски отсутствия собственной рабочей силы. Вместо планирования – закручиваем гайки мигрантам, налагаем на них дополнительную материальную нагрузку (плата за патенты, курсы по русскому, медкомиссия). Неудивительно, если другие рынки станут приобретать большее значение для мигрантов. Они могут искать себе применение в странах аравийского полуострова и близких по языку – Турции и Иране».
В октябре численность работающего населения в Петербурге составляла 1 млн 482 тыс человек. Мигрантам с начала года оформлены 360 тысяч разрешений на работу и патентов. При этом не занятых трудом среди местного населения – 39,4 тыс человек. Предполагаемый отток иностранцев вызовет кадровые дыры, которые, возможно, латать будет нечем.
«Для россиян, в условиях затяжного кризиса, возможна конверсия труда, – предполагает Александр Сафонов. – Взыскательным гражданам, которые считали ту или иную работу не престижной и низкооплачиваемой, придется пересмотреть карьерные планы. Накоплений, как правило, у наших граждан немного, роль заработной платы становится предельно важной. Замещение иностранной рабочей силы, в том числе на неквалифицированных специальностях, неизбежно. Для Москвы это будет заметно в меньшей степени, для Петербурга – ощутимо, а для регионов – во всей красе».
В качестве альтернативы кадровому дефициту проректор академии прогнозирует то, о чем еще пару месяцев назад экономически активное население Петербурга и помыслить не могло – конкуренцию с мигрантами.
«Иностранцу бросить работу, хоть она и оплачивается сейчас на порядок ниже, нелегко. В свою экономику он не сможет вписаться – глядите зависимость уровня ВВП тех стран от денежных переводов. При всех разговорах о невыгодности и курсе доллара уровень жизни в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии значительно ниже нашего. Борьбу за места не исключаю».