выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

"Темная материя" между НДС и ЕНВД в грузоперевозках

09.10.2014Бизнес (5669)
Только потеряв бизнес, предприниматель может откровенно рассказать о схеме взаимодействия большого и малого бизнеса в грузоперевозках, где между «большими», которые работают с НДС, и «малыми», которые на ЕНВД, встраиваются «прокладки», которые при первых проблемах банкротятся с многомиллионными долгами по НДС.

Признаки кризиса в той отрасли,  с которой работает моя фирма (а это  грузоперевозки), стали заметны еще 2 года назад, так что я не связываю его с санкциями. Это кризис  системный, и проблемы, образующие его, накапливались годами. Просто сейчас они набрали критическую массу и стали очевидными. Первая явная тенденция — это массовое разорение экспедиторов, посредников между крупными заказчиками транспортных услуг и многочисленными перевозчиками–ИП. У меня еще недавно было 10 постоянных клиентов из этой категории  компаний. Прошло полгода — теперь нет ни одной. Часть фирм брошена и банкротится, часть сокращает расходы, в том числе и на правовую поддержку.

Но неплатежи со стороны заказчиков, которые становятся причиной банкротства экспедиторов, — это лишь вершина айсберга проблем. Казалось бы, что тут такого, если обанкротился десяток–другой посредников? Рынку от этого ни холодно ни жарко.  Но только эти посредники, по сути, — единственная возможность для взаимодействия малого бизнеса с крупными заказчиками. Завод не будет заключать 100 договоров с мелкими перевозчиками, он лучше заключит три–четыре договора с экспедиторами, которые, в свою очередь, работают с двумя– тремя десятками ИП. К тому же заказчики все платят НДС и, конечно, склонны переложить обязанность по его уплате на поставщика. А как на него  переложишь, если он платит ЕНВД? Никак. И создается экспедитор — связка из двух ООО, одно из которых берет на себя обязанность платить НДС, риски работы с ИП, страхование грузов и т. п., а второе  привлекает заказы. Когда денег было много, эта схема работала исправно: экспедитору было легко конкурировать по ценам с крупными автотранспортными холдингами, которые помимо накладных расходов, связанных с содержанием большого автопарка, должны  еще и обслуживать кредиты или платить за лизинг.

Но уже 2 года рынок падает. По итогам 2013 года продажи услуг перевозчиков сократились на 15–20 %, и в 2014 году этот тренд, очевидно, только прогрессирует. Накапливаются неплатежи со стороны заказчиков, в то же время страховщики платят лишь  по суду, а страховые случаи (в первую очередь воровство грузов), наоборот, учащаются. При этом ИП  работают только по предоплате. В результате у экспедиторов возникают кассовые разрывы, которые невозможно покрыть при низких оборотах. Остается одно: перерегистрировать фирму, условно говоря, на бомжа и бросить ее, создав вместо нее новое  ООО. ИП продолжат работать с новой фирмой, а заказчик ничего не заметит: у него контракт со второй фирмой из связки. В проигрыше государство, которое вынуждено банкротить пустые ООО с миллионными долгами по НДС и подсчитывать недополученные бюджетом деньги. Государство активно борется с последствиями:  усложняет продажу ООО, ставит барьеры для регистрации и ликвидации фирм. И никто не пытается устранить причину — конфликт двух систем налогообложения, из–за которого сотрудничество малого и большого бизнеса невозможно без таких сомнительных правовых конструкций.

Автор: Линар Латыпов
Источник:Деловой Петербург, "Экспедиция на темную сторону налогообложения", 09.10.2014