выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Ожидается налог с продаж от 3 до 5%

10.07.2014Бизнес (5669)
Право взимать региональный налог с продаж может быть получено субъектами Федерации уже в следующем году. Ставка налога может быть установлена на уровне от 3% до 5%. Всерьез обсуждалось и увеличение налога с дивидендов для физических лиц с 9% до 13%, НДС с 18% до 20% и НДФЛ с 13% до 15%.

Увеличение НДФЛ и наиболее весомого федерального налога – НДС увеличило бы поступления в казну на 116 млрд рублей в год. Как сообщают в СМИ, источники в правительстве говорят о планах пополнить бюджет таким образом. Но официального подтверждения планов Минфина пока нет. Пока в правительстве сомневаются, стоит ли в очередной раз перекладывать траты на проекты государственной важности на плечи бизнеса и населения, эксперты не могут сойтись во мнениях, насколько велики будут последствия.

На этой неделе активно обсуждается возможное повышение правительством ставок
по федеральным НДС и НДФЛ. Одно из федеральных изданий написало, что после выборов 2018 года проценты по этим сборам могут повыситься на 2% каждый, после чего предприятия будут отчислять в федеральный бюджет 15% по НДФЛ и 20% по НДС. Ни в правительстве РФ, ни в администрации президента информацию официально не подтвердили, но мера вполне укладывается в тренд увеличения налоговой нагрузки на бизнес. Так, вчера появилась информация, что право взимать региональный налог с продаж может быть получено субъектами Федерации уже в следующем году. Этот налог может увеличить доходную часть региональных бюджетов на две сотни миллиардов рублей ежегодно. Ставка налога может быть установлена на уровне от 3% до 5%. Всерьез обсуждалось и увеличение налога с дивидендов для физических лиц с 9 до 13%.

Согласно данным в Основных направлениях налоговой политики Минфина, ненефтегазовые доходы традиционно составляют около 10% от ВВП. Налоговые поступления дают около половины доходов федерального бюджета. Основную долю налоговых поступлений дает именно НДС. В 2012 году из 6,4 трлн ненефтегазовых доходов почти половину – 3,545 трлн рублей бюджет получил благодаря поступлениям от НДС. В 2013 году показатель увеличился до 4 трлн рублей. Прогнозируемые поступления в 2014 году должны составить 4,44 трлн рублей из 7,54 трлн рублей всех ненефтегазовых доходов бюджета. Предполагается, что в последующие годы НДС будет наращивать поступления в бюджет в абсолютных и относительных показателях. Министерство финансов прогнозирует, что по итогам 2016 года НДС принесет бюджету 5,7 трлн рублей, что составляет 6,3% всего ВВП. По итогам 2012 года в федеральный бюджет поступило 12,855 трлн рублей. Прогноз федерального министерства на текущий год – 13,48 трлн рублей.

Эксперты сходятся в том, что постепенное увеличение налоговой нагрузки вписывается в увеличение государственных расходов. «НДС – основной ненефтегазовый налог, и его повышение на 2% будет для бюджета существенным. При этом нельзя забывать, что этот налог лидирует в смысле регулярности невыплат по нему: выводимый за рубеж капитал зачастую является невыплаченной суммой по НДС», – объясняет начальник аналитической службы ИК «Доходъ» Всеволод Лобов. Увеличение подоходного налога на 2% может быть, скорее, первым шагом к его дальнейшему повышению: в структуре бюджета этот НДФЛ занимает небольшую долю, считает эксперт. 

Лобов уверен, что на макроэкономике эти повышения сильно не скажутся. «В краткосрочном периоде возможно временное охлаждение деловой активности. При этом глобально на экономику меры не повлияют: до кризиса НДС составлял как раз 20%», – сказал эксперт.

«Очевидно, из-за последних событий на Украине, увеличения затрат на социальные обязательства, военную сферу государству необходимо все больше ресурсов. На сегодня возможно несколько вариантов, откуда их взять. Можно либо увеличить налоговую нагрузку, либо перераспределить нефтегазовые доходы в пользу бюджета (сегодня часть доходов перечисляется в Резервный фонд), либо заморозить пенсионные накопления, что сейчас активно обсуждается. По всей вероятности, власти выберут промежуточный вариант, перенаправив часть ресурсов из каждого источника», – сказал Лобов.

По подсчетам ИК «Доходъ», повышение НДС на 2% принесет бюджету дополнительно 72 млрд рублей в год. Повышение НДФЛ увеличит доходную часть еще на 44 млрд рублей. Так как консолидированный бюджет равен 24 трлн рублей, доля НДФЛ составляет 9,6%, или 2,2 трлн рублей. НДС дает 15% доходов консолидированного бюджета, или 3,6 трлн рублей. В доходах федерального бюджета доля поступлений от налога – 27,7%.

Но начальник аналитического управления компании «Энергокапитал» Александр Игнатюк не разделяет мнение коллеги по поводу небольшого влияния увеличения налоговой нагрузки на макроэкономику. В первую очередь, это в очередной раз ухудшит инвестклимат в стране, говорит он. Повышение НДС окажет существенное влияние на сферу услуг. «Возможно, вопрос состоит скорее в несогласованности действий Минфина и Минэкономразвития. Министерство финансов старается следовать бюджетному правилу, по которому расходы не должны превышать доходы, и стремится нивелировать увеличение затратной части бюджета», – предположил Игнатюк. Он предостерегает, что в условиях поиска драйверов роста для экономики постоянным увеличением налогового бремени можно эти попытки поиска убить. Особенно критичны налоговые перемены для малого бизнеса, для которого каждый дополнительный процент становится шагом к закрытию.

Но очередного ухода бизнеса в тень не будет, предсказывает он. «С учетом последних тенденций уходить в тень бизнесу может быть не только не выгодно, но и потенциально опасно. Более вероятно, что предприятия просто будут закрываться», – подвел итог Игнатюк.

Автор: Герман Костринский