рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Бизнес против серой регистрации недвижимости
В Петербурге провалилась попытка банковского и строительного лобби ускорить процедуру регистрации сделок с недвижимостью. Регистрационные окна для членов профессиональных сообществ, открытые ассоциациями строителей и банков в конце прошлого года с разрешения федеральной власти, уже в феврале были закрыты в одностороннем порядке по инициативе руководства городского Росреестра. Ситуацией воспользовались посредники, которые активно предлагают услуги по ускорению регистрации. Оборот теневого рынка регистрации жилья оценивается в 0,5 млрд рублей в год.
Проблемы с подачей и получением документов по сделкам с недвижимостью из управления Росреестра в Петербурге возникли 3 года назад. В результате федеральной реформы Росреестр Петербурга приравняли к региональным структурам, посадив его клерков на региональную зарплату — около 15 тыс. рублей в месяц. В структуре началась серьезная текучка кадров. В 2011 году предприятие покинула его руководительница Галина Волчецкая. А пришедший на смену Михаил Егоров выровнять ситуацию не смог.
Сейчас штат Росреестра по Петербургу укомплектован на 50 % от реальной потребности. «Зарплаты очень низкие, а требования по квалификации регистраторов и нагрузка на них велики. Работают в основном женщины. Ежедневно из 650 работников на месте в лучшем случае 300. Остальные в отпусках по уходу за ребенком, на больничных и др.», — сетует Михаил Егоров. Он подчеркнул, что Росреестр, являясь госучреждением, не может оказывать платные услуги потребителям, чтобы потом доплачивать премии сотрудникам и стимулировать их. «Это все катастрофически сказывается на сроках регистрации», — признает он. Сейчас документы в Росреестре Петербурга находятся по 2–3 месяца. Хотя по закону на регистрацию сделок с недвижимостью отводится максимум 15 дней.
Уставшие от проволочек строители, риелторы и банкиры в прошлом году обратились в Минэкономразвития РФ и Федеральную службу госрегистрации с просьбой организовать для членов профессиональных ассоциаций выездное обслуживание по регистрации сделок. Разрешение было получено, и в конце 2013 года ФБГУ «ФКП Росреестра по Петербургу» заключило с ассоциациями соглашения о приеме документов от их членов в специально организованных окнах.
«Мы купили оборудование и лицензированное программное обеспечение. Выделили помещение. Потратили около 500 тыс. рублей. Но 24 февраля Росреестр по Петербургу работу окна приостановил», — сообщил «ДП» президент Ассоциации коммерческих банков Петербурга Владимир Джикович. Аналогичным образом были прикрыты окна, созданные Объединением строителей Петербурга и городской Ассоциацией риелторов.
Директор ФБГУ Даниил Пильдес пояснил «ДП», что пауза возникла из–за образовавшейся очереди из документов, поданных ФБГУ в управление Росреестра Петербурга. «Прием документов на регистрацию от ассоциаций будет возобновлен 10 марта», — говорит он.
Тем временем участники рынка обеспокоены тем, что вокруг Росреестра появилось множество фирм, которые пользуются ситуацией. «Они предлагают сдать пакет документов за 1–1,5 тыс. рублей и обеспечить регистрацию в близкий к нормативному срок за 10–15 тыс. рублей. И многие соглашаются, поскольку у людей рассыпаются цепочки по купле–продаже жилья, истекают сроки одобрения ипотеки и обесцениваются накопления из–за девальвации рубля», — говорит руководитель Ассоциации риелторов Петербурга Юрий Загоровский. Если учесть, что в Петербурге в год регистрируют около 100 тыс. сделок с жильем (из них только 20 % — в срок), оборот теневого рынка может превышать 0,5 млрд рублей.
«Кроме того, Росреестр искажает даты регистрации сделок. По документам все в рамках закона — задержка 1–2 дня. Не подкопаться. А на самом деле гораздо больше. И так повсеместно», — добавляет вице–президент НП «Объединение строителей Петербурга» Алексей Белоусов. По его словам, застройщики оказываются заложниками ситуации, поскольку вынуждены объяснять дольщикам, почему регистрация их прав на квартиры задерживается.
Ассоциации написали письма городским и федеральным властям с просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию. «Ответа ждем в течение месяца», — заключил Алексей Белоусов.